На главную страницу

Поездка в г. Вааса

Уже много лет проходят совместные российско-финские шлюпочные походы по Ладоге. Российскую сторону представляют в основном студенты и выпускники СПбГТУ («Корабелки»), а финскую сторону — Общество охраны окружающей среды Финляндии. Причем в это общество входят люди совершенно разных профессий.

В 2006 году участница похода «Эко-Ладога» Туйя Микконен пригласила группу шлюпарей принять участие в праздновании 400-летия города Вааса, в рамках которого был запланирован поход на деревянных лодках по Ботническомцу заливу. И вот в августе 2006 года при поддержке Международного молодёжного парусно-гребного центра «Командор» и фонда «ЭКО-Т» группа шлюпарей (Алексей Мнацаканов (МН), Роман Ларичев, Оксана Маркова, Павел Другов и Александра Другова) отправилась в город Вааса.

На празднике наша команда была в костюмах гардемаринов во главе с Петром I. Мы участвовали в праздничной регате и в походе на шведской лодке, похожей по конструкции на наши шлюпки. Лодку построила организация Knopen, которая занимается строительством и реставрацией старинных национальных лодок Финляндии. При постройке использовались старинные технологии, в том числе обработка дерева сосновой смолой, рецепт получения которой используется в Финляндии уже не одно столетие. Сопровождал нас катер, которым командовал Перти Малинен, участник многих шлюпочных походов «ЭКО».

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Погода была отличная — было солнечно и дул хороший ветер, так что мы почти сразу поставили парус и начали осваивать лодку. Лодка двухмачтовая, с двумя парусами, количество гребцов на ней может быть 7 человек. Поскольку лодка построена из ели, то она оказалась очень легкая и очень верткая, но мы быстро с этим освоились.

Места по которым мы шли очень красивые. Зелёные берега и чистая вода. Природа привычная для северных широт. Такие места встречаются и у нас в России. Везде приятно видеть такую красоту.

Рыбацкие поселки, которые мы посещали, поражали чистотой и аккуратностью. Все домики и гаражи для лодок выглядели так, как будто только что были выкрашены.

Отношения в команде были дружелюбные, поскольку и финны и русские уже ходили в совместные походы по Ладоге. Общались на двух языках: русском и английском. Некоторые из финнов хорошо знают русский язык. Русская команда пыталась по ходу плавания изучить финский язык, но давалось это с трудом. Может получится к следующему году.

Увеличить Увеличить

Три дня похода прошли практически без приключений. Дул почти попутный ветер, поэтому мы большое расстояние преодолели под парусом. Утро четвертого дня не предвещало ничего особенного. Мы позавтракали, определили маршрут и вышли. Дул западный ветер, около 6-7 метров в секунду, что благоприятствовало части нашего пути. Пролетев километров 10, мы начали лавироваться. Светило солнце, ветер усиливался. Мы шли под одним парусом. Спустя несколько часов у нас сломался руль, пришлось высадится на небольшой островок. Начинал накрапывать дождик, вокруг нас крутило циклон, а до Ваасы еще идти и идти. Туйя вызвала по телефону (да здравствует прогресс!) катер из Ваасы. Пришел катер, я остался в лодке с Пашей Друговым, а остальные перебрались на катер.

Только отошли от островка, как начался дождь. Правильней сказать ливень. Полутораметровые волны которые нагнал до этого ветер сравняло дождем. Непромокаемый костюм не спасал. Так прошло 4 часа. Появился небольшой просвет. Нам с Пашей предложили перейти на катер (лучше поздно чем никогда!), но мы мужественно отказались, надеясь по дороге обсохнуть (наивные русские парни!). Тогда нам выдали по банке консервов и решили двинуть дальше, идти еще около 1,5 часа. Только мы успели слопать паштет и тунца, как снова зарядил дождь. Уже не такой сильный, но и не слабый. Вот свезло так свезло. И еще 1,5 часа под дождем. Но русские не сдаются. Мы дошли до Ваасы. С трудом (мокрая одежда, холод, настроение ниже среднего и т.д.) вылезли из лодки и поковыляли к дому — долгий путь (50 метров) мы преодолели. Разделись на пороге и пошли в сауну, благо в Финляндии она почти в каждом доме. Отогревались около двух часов. Наутро были уже бодренькие, здоровенькие, даже насморка не подцепили. Конечно, последний день был тяжелый, но мы остались довольны и походом и погодой.

Мы провели еще один день в Ваасе - погуляли по городу, съездили в музей деревянного судостроения и побывали на верфи, где строилась лодка викингов по старому проекту. Проект был воссоздан по останкам лодки викингов найденной в Ботническом заливе. В музее было представлено около 60 лодок. В основном — это национальные финские лодки, предназначенные для охоты на тюленей и рыболовства.

Увеличить Увеличить

Затем мы поехали в Хельсинки, где наши друзья Марко Хоме и Йоуни Аннала провели с нами экскурсию по городу. Архитектура Хельсинки напоминает Петербург, поскольку многие дома были построены в период, когда Финляндия была частью России. Мы побывали на острове Суоменлинна, где остались остатки русских береговых укреплений. Оттуда мы понаблюдали как отходят паромы в Таллинн и Швецию.

Нас очень радужно приняли в этой северной стране. Мы получили необыкновенные впечатления и хорошо отдохнули. Будем надеяться, что это не последняя поездка в Финляндию.

Алекей Мнацаканов

 

К началу страницы

«За кадры верфям», № 25-26 (2324-2325), декабрь 2006 г.

Ссылки по теме

Фотографии этого похода можно также найти на страницах организации Knopen (текст на шведском языке):

www.knopen.org/rrunt/dag1txt.htm

www.knopen.org/havsnara/hnaratxt.htm

 

 

Алексей Мнацаканов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков