На главную страницу
История

История

• Статистика
Командиры
• Персоналии
• Хроника

КОМАНДИРЫ ШЛЮПОЧНЫХ ПОХОДОВ

• В.А. Сапожников • В.А. Ходунов
• В.И. Шевчук • Р.В. Сей
• А.А. Огурцов • В.И. Жидков
• Г.М. Пресняков • И.Б. Гаврилов
• В.Д. Лещенко • Г.П. Курзнер
• Л.М. Ронкин • В.С. Руховец
• А.В. Бунчуков • Б.М. Кузьмин

Василий Александрович САПОЖНИКОВ

Увеличить

Командир шлюпочных походов с 1984 года по настоящее время. Капитан 2 ранга запаса. Участник 25 походов, из них 24 прошёл в качестве командира. (см. статистику).

Родился в 1950 г. на Украине. С детства мечтал о море, закончил Училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, по специальности минер. Служил на атомных подводных лодках Северного флота, позднее перешёл на преподавательскую работу.

Педагогическую деятельность начинал на военно-морской кафедре в техникуме морского приборостроения, затем работал на факультете военного обучения СПбГМТУ.

В 1983 совершил свой первый шлюпочный поход по маршруту Ярославль — Казань в качестве старпома (командир Р.В. Сей). С 1984 года является руководителем гребно-парусной шлюпочной секции СПбГМТУ (ранее ЛКИ) и командиром шлюпочных походов.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Северная Двина, п/л «Ельник», 1984 г. В походе по озеру Саймаа (1990 г.) «Ти ж мене пiдманула»
(В.А. Сапожников и В.Д. Польский, Иматра, 1991 г.)
«Черемшина» (Днепр, 1987 г.)

В 1990 году впервые в истории «Корабелки» организовал и провёл международный российско-финский шлюпочный поход с участием Общества охраны окружающей среды Южной Карелии. Теперь такие совместные походы стали традиционными.

С 2003 года — председатель Межвузовского молодёжного парусно-гребного центра «Командор» при СПбГМТУ.

За последние годы (2002-2006) значительно повысил роль гребной регаты «Вёсла — на воду», подняв статус этих соревнований до международного уровня.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Празднование 300-летия Санкт-Петербурга (2003 г.) Разговор с другом (2005 г.) «Wow!» (2005 г.) На регате (2006 г.)

 

К началу страницы

Валерий Александрович ХОДУНОВ

Увеличить

Командир шлюпочного похода Ленинград — Новгород — Ленинград (июль 1990 г.). Капитан 1 ранга запаса. Участник 16 шлюпочных походов в период с 1987 по 2006 год, в большинстве из них исполнял обязанности старпома или начальника штаба.

Родился в 1954 г. в Ленинграде. После окончания ПТУ-64 Северо-Западного речного пароходства работал рулевым на теплоходе «Герой Юрий Гагарин». С 1972 по 1975 год проходил срочную службы в ВМФ, сразу после окончания поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола, которое закончил в 1980 году.

По специальности офицер-противолодочник, служил на Черноморском флоте. С 1985 по 1999 год работал на факультете военного обучения ЛКИ — СПбГМТУ, затем — в Государственной административно-технической инспекции при Правительстве Санкт-Петербурга.

В настоящее время — заместитель проректора СПбГМТУ.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Слева направо: В.А. Ходунов, Сергей Семёнов, Андрей Быков, Дмитрий Овсянников (1996 г.)

В.А. Ходунов и В.Д. Польский на мотоботе (2006 г.) «Зачем мы ходим в шлюпочные походы...?» В.А. Ходунов на регате (2005 г.)

 

К началу страницы

Валентин Иванович ШЕВЧУК

Увеличить

Родился в 1947 году в г. Проскуров (ныне — г. Хмельницкий) на Украине. Отец — железнодорожник-строитель, начальник станции Липовец, фронтовик.

В 1965 году после окончания школы поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания (ВМУПП). После окончания училища служил на подводных лодках Северного флота. Участник боевого траления около Петергофа.

В 1974 году закончил высшие офицерские курсы ВМФ, с 1975 года — сотрудник военно-морской кафедры ЛКИ-СПбГМТУ.

В 1997 году демобилизовался в звании капитана 1 ранга. В настоящее время — начальник отдела защиты информации СПбГМТУ.

Участник двух шлюпочных походов. Второй офицер в походе 1977 года (Иркутск — Нижнеангарск — Усть-Баргузин) под командованием В.И. Жидкова. Командир шлюпочного похода Повенец — Кижи — Петрозаводск — Ленинград (1980).

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

В.И. Шевчук — офицер Северного флота.

В.И. Жидков и В.И. Шевчук перед строем шлюпарей (1977 г.). Улан-Удэ. Старший помощник командира похода В.И. Шевчук (1977 г.). Слева направо: В.И. Шевчук, Александр Козлов и Александр Суслов (1980 г.).

 

К началу страницы

Роман Васильевич СЕЙ (1936—2006)

Увеличить

Командир пяти шлюпочных походов

  • 1979 г. (июль): Ленинград — о.Валаам — Приозерск — Ленинград
  • 1979 г. (август): Кингисепп — Нарва — Сланцы
  • 1981 г.: Череповец — Котлас — Архангельск
  • 1982 г.: Беломорск — Беломорканал — Ладога — Ленинград
  • 1983 г.: Ярославль — Казань

Р.В. Сей родился в г. Владивостоке. В 1959 году он закончил Балтийском высшее военно-морское училище и затем служил штурманом на подводных лодках Северного и Тихоокеанского флотов. Семь лет — с 1970 года — был флагманским штурманом соединения подводных лодок на Тихоокеанском флоте.

В 1977 году Р.В. Сей стал преподавателем Военно-морской кафедры ЛКИ, где Профессионал с большой буквы передавал свои знания и богатейший флотский опыт офицера-подводника студентам вплоть до 1986 года.

Параллельно он взвалил на себя обязанности командира дальних шлюпочных походов. Более 5000 км пройдено им на шлюпках Корабелки по рекам, озерам и морям СССР. Педагогический талант позволил ему воспитать плеяду прекрасных командиров и старшин шлюпок. Коллегам, друзьям и ученикам он запомнился как очень высокоорганизованный, культурный, опрятный, доброжелательный человек.

В 2005 году он вернулся в родной универститет и много работал над созданием музея истории шлюпочных походов «Вёсла времени». В 2006 году ему довелось в последний раз сходить в поход на Ладогу.

По преданию Р.В. Сей частенько представлялся так: «Моя фамилия из трех букв и кончается на 'й'. Но это не то, что вы подумали. Моя фамилия — Сей».

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Р.В. Сей (слева) и Александр Козлов (Северная Двина, 1981 г.) Слева направо: В.А. Сапожников, Р.В. Сей и В.В. Артемьев (1983 г.) Р.В. Сей на регате (2005 г.) Р.В. Сей на регате (2006 г.)

 

К началу страницы

Анатолий Алексеевич ОГУРЦОВ

Командир шлюпочного похода Медвежьегорск — Ленинград (1974).

Командир шлюпочной группы в походе Якутск — Ленск — Якутск (1976).

Второй офицер в походах:

  • 1975 г.: Усть-Кут — Якутск
  • 1977 г.: Иркутск — Нижнеангарск — Усть-Баргузин
  • 1978 г.: Усть-Баргузин — Иркутск — Братск

Доброжелательный, широкой души человек. Как офицер, имел хорошую штурманскую подготовку. Заботился о подчиненных. Во время гребли замечал, кто больше всех выдохся, и сам подменял его, а иногда и нескольких человек за день. Обладал большой природной физической силой, любил простую работу, участвовал вместе с гребцами в корабельных и лагерных работах.

Зимой, в межпоходный период, когда интерес командования к гребцам несколько ослабевал, он всегда сохранял с ними ровные, дружеские отношения. Все его вспоминают добром.

 

К началу страницы

Владимир Иванович ЖИДКОВ (1939—1979)

Второй офицер в походах:

  • 1968 г.: Севастополь — Николаев — Одесса — Измаил
  • 1969 г.: Ленинград — Горький — Ульяновск — Куйбышев

Командир шлюпочной группы в походах:

  • 1970 г.: Томск — Сургут — Ханты-Мансийск — Салехард
  • 1971 г.: Шушенское — Красноярск — Енисейск — Дудинка — Норильск
  • 1973 г.: Череповец — Архангельск

Командир шлюпочных походов

  • 1975 г.: Усть-Кут — Якутск
  • 1977 г.: Иркутск — Нижнеангарск — Усть-Баргузин
  • 1978 г.: Усть-Баргузин — Иркутск — Братск

Волевой и строгий командир, у которого все было подчинено выполнению поставленной задачи. Придерживался флотской дисциплины, сохранял уставную дистанцию от старшин и гребцов. Энергично и быстро решал все текущие вопросы, в том числе связанные с заботой о подчиненных.

Был хорошо физически подготовлен, отлично владел техникой гребли на ялах. При нем установился обычай в конце каждого гребного часа делать последние десять гребков внавалку, независимо от состояния гребцов. Практически ежедневно он на последний час гребли (8-й или 9-й) садился на место загребного и задавал темп выше среднего. Тем самым он учил людей находить в себе резервы сил, когда кажется, что их больше нет. Эта наука многим потом помогла.

Погиб в автомобильной катастрофе весной 1979 г.

 

К началу страницы

Георгий Михайлович ПРЕСНЯКОВ (1932—1995)

Увеличить

Командир шлюпочного похода Ленинград — Череповец — Архангельск (1973 г., 1680 км, 2 яла).

Окончил Высшее военно-морское училище инженеров оружия в 1956 г. Служил на Краснознаменном Северном флоте в должности инженера ТТБ, затем — начальника минно-торпедного управления КСФ.

С 1972 года — на преподавательской работе, старший преподаватель цикла МО ВМК ЛКИ.

В 1982 году был уволен в запас и работал в ЛКИ начальником отдела защиты информации.

 

К началу страницы

Игорь Борисович ГАВРИЛОВ

Командир шлюпочного похода Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Николаевск (1972).

 

К началу страницы

Валентин Дмитриевич ЛЕЩЕНКО (1934—2005)

Увеличить

Командир шлюпочного похода на оз. Селигер.

Родился 16.09.1934 в Ленинграде. В декабре 1957 года, по окончании Высшего военно-морского училища инженеров оружия, назначен инженером минного цеха в арсенал (Б. Ижора, в/ч 69233).

В конце 1964 года с должности начальника минного отдела хранения переведён преподавателем на цикл морского оружия ВМК ЛКИ. Впоследствии — начальник цикла эксплуатации и ремонта корабельного вооружения ВМК ЛКИ, кандидат технических наук.

 

К началу страницы

Гурий Павлович КУРЗНЕР (р. 1925)

Увеличить

Командир и участник шлюпочных походов 1964, 1966 гг. (Ладога), 1968-1971 гг. (оз. Селигер). Командир шлюпочного похода Ленинград — Приозерск — Западные шхеры — Ленинград (июль 1966 г.)

Родился 24.11.1925 в Ленинграде, в семье известного оперного певца П. Я. Курзнера, который, обладая удивительным басом, часто заменял Шаляпина, был близким другом Елисеевых.

Г. П. Курзнер — выпускник ВВМУ им. М.В.Фрунзе, участник Великой Отечественной войны. Кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, начальник цикла МО ВМК ЛКИ. Как преподаватель Гурий Павлович отличался нестандартным стилем, оригинальными определениями, прекрасно владел русским языком. Умел кратко и ёмко объяснить сложные для понимания вещи.

 

К началу страницы

Виталий Степанович РУХОВЕЦ (1928—2004)

Увеличить Увеличить

Виталий Степанович Руховец был одним из главных организаторов дальных шлюпочных походов «Корабелки», которые гремели на весь Советский Союз в 60-70-е годы прошлого века.

В 1946 году В.С. Руховец поступил в Военно-морское командное училище им. Фрунзе и закончил его в 1950 году в первой десятке из почти 700 выпускников-лейтенантов. В его профессиональной биографии нет корабельной службы. Тогдашний начальник Училища им. Фрунзе адмирал Константин Кузнецов предложил ему строевую должность в самом училище, увидев в 22-летнем лейтенанте воспитателя будущих офицеров. И Виталий Руховец стал помощником, а потом командиром роты курсантов.

Он много читал, написал и опубликовал несколько интересных статей по военно-морской истории (в том числе и в «Морском сборнике»), увлекался проблемами военной педагогики.

С 1959 по 1982 год В.С. Руховец работал преподавателем военно-морской кафедры ЛКИ, пройдя путь от рядового преподавателя до начальника цикла общей военно-морской подготовки. Его «одолевала» жажда деятельности, желание что-то придумать, усовершенствовать. Именно этим желанием была продиктована его увлеченность главным делом его жизни на протяжении почти двух десятилетий — подготовкой и проведением дальних шлюпочных походов. Здесь сошлось всё: организаторский талант, интерес к педагогике, сознание своей востребованности, склонность делать затеянное добротно и с размахом.

Увеличить Увеличить Увеличить
Дискутируют В.С. Руховец и Ю.М. Коршунов. Слева — Е.С. Зярковский, справа — Михаил Курбатов, В.А. Сапожников. В.С. Руховец и его команда (на почте). Интервью на телевидении.

Масштабность и значительность этих походов расширялись год от года. Под командованием В.С. Руховца проведено 16 походов (см. также статистику походов):

  • 1960 г.: Ленинград — о. Валаам — Ленинград
  • 1961 г.: Вознесенье — Повенец — Ленинград
  • 1962 г.: Череповец — Саратов
  • 1963 г.: Белозерск — Архангельск — Ленинград
  • 1964 г.: Брянск — Николаев
  • 1965 г. (июль): Лазоревское — Ростов
  • 1965 г. (август): Рыбинск — Ленинград
  • 1966 г. (май): Лазаревское — Архипо-Осиповка
  • 1966 г. (июль): Лазаревское — Адлер — Анапа — Архипо-Осиповка
  • 1967 г. (июль, август): Туапсе — Новороссийск — Ростов-на-Дону — Таганрог — Жданов — Керчь — Феодосия — Севастополь
  • 1968 г.: Севастополь — Николаев — Одесса — Измаил
  • 1969 г.: Ленинград — Горький — Казань — Ульяновск — Куйбышев
  • 1970 г.: Томск — Сургут — Ханты-Мансийск — Салехард
  • 1971 г.: Шушенское — Красноярск — Енисейск — Дудинка — Норильск
  • 1976 г.: Якутск — Ленск — Якутск
  • 1977 г.: Ленинград — Таллин — Рига — Клайпеда — Калининград

После выхода в отставку В.С. Руховец принимал активное участие в организации встреч участников шлюпочных походов.

 

К началу страницы

По материалам статей В.А. Сапожникова и Г.А. Богуславского в газете «За кадры верфям», № 13 (2265), июнь 2004 г.

Леонид Михайлович РОНКИН (1930—1994)

Увеличить

Благодаря ему возобновилась прерванная войной, предвоенным и послевоенным лихолетьем, традиция студентов ЛКИ — шлюпочные походы на морских ялах. Командир первых четырех шлюпочных походов после Великой Отечественной войны:

  • 1955 г.: Ленинград — Новгород — Ленинград
  • 1956 г.: Ленинград — Нарва — Ленинград
  • 1957 г.: Ленинград — Выборг — Ленинград
  • 1958 г.: Ленинград — Москва

Л.М. Ронкин родился 03.05.1930 года в г. Велиже Смоленской области. В 1941 году эвакуировался с родителями в г. Кашин Тверской обл.

В 1946 году принял присягу в Военно-морском подготовительном училище, проживал в Ленинграде. В 1948 году окончил училище с серебряной медалью и поступил в ВВМИУ им. Дзержинского. Отчислен со 2-го курса, заканчивал службу на Северном флоте (матрос, старший матрос, командир катера-тральщика), участвовал в боевом тралении.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Удостоверение командира шлюпки Л.М. Ронкина Л.М. Ронкин (справа) во время службы Л.М. Ронкин (третий слева) на корабле Л.М. Ронкин (справа) на заводе турбинных лопаток

В марте 1953 года уволен в запас (мичман ВМФ), с ноября 1953 года — старший лаборант ВМК ЛКИ. С 1954 года Л.М. Ронкин — студент вечернего отделения машиностроительного факультета ЛКИ, руководитель шлюпочной секции ДОСААФ при ЛКИ. В 1959 году закончил с отличием ЛКИ по специальности «Судовые силовые установки» и был распределен на ЛМЗ, старшим инженером в ЦОКБ паровых турбин.

С 1964 года работал ЛКИ ведущим инженером НИС и сотрудником кафедры судовых турбин и турбинных установок. Заочно закончил аспирантуру и в 1972 году защитил кандидатскую диссертацию. Автор более 25 научных трудов, около 100 изобретений и рацпредложений.

С 1969 года работал на объединении «Пролетарский завод», прошел путь от инженера-конструктора до заместителя главного инженера объединения по экспортному машиностроению.

 

К началу страницы

А.В. БУНЧУКОВ

Увеличить

Командир шлюпочного похода Ленинград — Киев — Николаев (1936).

 

К началу страницы

Б.М. КУЗЬМИН

Увеличить

Командир первого шлюпочного похода Ленинград — Астрахань (1935).

 

К началу страницы

 

 


Статистика  Назад В начало Вперед Персоналии

 

 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков