На главную страницу

Поход Череповец — Архангельск (1973)

(с 1 по 30 июля 1973 г.)

К началу похода два гребных катера ЯЛ-10 были доставлены водным путем в г. Череповец в сопровождении группы старшин и «стариков». 1.07.1973 г. прибыл основной личный состав. Люди были распределены по местам, «молодые» перемешаны со «стариками», определена командирская шлюпка. Поход начался на следующий день и в последующие дни продолжался при теплой, иногда — жаркой погоде со слабыми ветрами, неустойчивыми по направлению.

Прошли р. Шексну, Северо-Двинский канал (7 шлюзов с перепадом уровней 2-2,5 м), Кубенское озеро, вошли в р. Сухону. После прохождения г. Сокол погода резко изменилась: прошел холодный атмосферный фронт и установились сильные ветра с северо-востока, т. е. противные общему направлению движения. Движение затруднял также молевой сплав по р. Сухоне, который требовал непрерывного маневрирования, чтобы обходить скопления плывущего леса, а гребцам нужно было множество раз за день исполнять команды: «Суши весла!» и «Беречь весла!». По этим причинам, но прежде всего из-за сильных противных ветров, в некоторые дни вставали на ночевку рано из-за усталости гребцов, которые не могли грести более 5-6 часов.

В середине июля прошли генеральную запань на р. Сухоне — боновое заграждение для сбора плывущего леса и недопущения выноса его на судоходные пути. При остановке в г. Великий Устюг был произведен осмотр личного состава, помывка его в бане и приказано иметь парадную форму в готовности.

При движении по р. Северной Двине начались мероприятия, предусмотренные планом агитпохода: выход гребцов с флагами русского и советского флота, рассказ офицера о боевом пути флота, лекция, концерт агитбригады. Первый такой концерт был в ДК Котласского ДОК, в г. Котлас, затем в Красноборске, Верхней Тойме, Рочегде, Двинском Березнике, Емецке, Усть-Пинеге. Погода опять установилась очень теплая, со слабыми ветрами, так что в основном шли на веслах.

На подходе к г. Архангельску стало сказываться влияние Белого моря, непрерывно дул противный ветер, стали наблюдаться приливо-отливные явления с амплитудой 0,5-0,7 м. Благодаря ширине реки катерам иногда можно было идти в лавировку.

По приходе в г. Архангельск шлюпки и личный состав были приведены в порядок и подготовлены к празднованию Дня Военно-Морского флота. На следующий день (День ВМФ) в ходе праздничных мероприятий шлюпки внавалку подошли к городскому пляжу, гребцы вышли на берег и построились, был отдан рапорт Командующему Северным Флотом. Затем, при отходе, гребцами был дан салют сигнальными реактивными патронами.

Шлюпка № 1 (командирская): капитан-лейтенант В.И. Жидков, старшина Ю. Захаров, А. Мизгирев, В. Штейнбок, В. Кузнецов, В. Климушкин, Н. Москалев, С. Шемелов, А. Афанасьев ...

Шлюпка № 2: старшина Н. Комаров, Г. Клименко, В. Ходасевич, В. Стрельников, А. Васильев, А. Козлов, А. Вавилов, Н. Смирнов, В. Кучер, С. Золотарев ...

По воспоминаниям участников
похода 1973 года

 

К началу страницы

Материалы предоставлены А. Козловым

 

 

воспоминания
участников
походов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков