На главную страницу

Поход Ленинград — Тарту (1977)

(с 1 по 23 июля 1977 г.)

Морской шлюпочный поход по Балтике походники прошлого считали весьма желательным, тем более, что было известно о таких походах в 1960-х годах, проходивших по маршрутам небольшой протяженности. Хотелось разнообразить походный опыт, который у многих сформировался при длительных походах по рекам. Но, руководство института и ВМК не стремилось проводить такие походы, ссылаясь на трудности оформления людей для плавания в погранзоне. Возможно, в тот период так оно и было. Поэтому с радостью было встречено неожиданное известие о том, что летом 1977 года по Балтике запланирован морской поход большой протяженности, чуть ли не до Клайпеды. Сразу было ясно, что пройти такое расстояние на шлюпках за один поход маловероятно. Но, считалось вполне возможным дойти до Таллина, расстояние до которого от Ленинграда около 400 км по береговой линии, даже при неблагоприятных ветро-волновых условиях.

Поход начался 1 июля 1977 года при попутных ветрах. Шлюпки (2 шестивесельных яла) прошли Невскую губу, затем вдоль южного берега Финского залива в Копорскую, затем в Лужскую губу. В Лужской губе, ввиду несомненных признаков приближающегося шторма, шлюпки вошли в устье р. Луги, поднялись по ней до протоки Россонь, и по Россони прошли к устью р. Нарвы, укрывшись тем самым от воздействия ветра и волн. 5 июля шлюпки пришли в пос. Нарва-Йыэсуу.

Здесь начались съемки фильма о походе. Операторы выходили на шлюпках в море, снимали работу гребцов и хождение под парусом, несколько раз заставили шлюпки проходить на прибое мелководный бар р. Нарвы.

Так прошло несколько дней, а поход никуда не двигался. Постепенно выяснилось, что похода до Таллина не будет, люди в погранзону не оформлены. Это вызвало бунт гребцов, которые построились в парадной форме, вызвали к себе командира и потребовали продолжения похода по ранее объявленному маршруту. Но это ни к чему не привело. Шлюпки были погружены на автомашины и переброшены за плотину Нарвской ГЭС.

Далее поход продолжался вверх по р. Нарве. Ввиду быстрого течения на порогах в один из ходовых дней шлюпки весь день тянули бечевой. Далее течение стало слабее, что позволило двигаться вверх по течению на веслах.

После выхода шлюпок в Чудское озеро началась полоса непрерывных штормов, которые не позволяли отойти от места стоянки иногда по 2-3 дня. Шлюпки двигались вдоль северного берега Чудского озера, рассчитывая после пос. Муствээ, где берег озера поворачивает на юг, укрыться под берегом от господствовавших западных ветров. Но это не удалось. После прохода пос. Муствээ ветер сменился на юго-восточный, развел волну, но все же позволял идти в бейдевинд. Так дошли до устья р. Эмайыги, а по ней на буксире поднялись к г. Тарту. В г. Тарту шлюпки и корабельное имущество погрузили на автомашины и отправили в Ленинград.

Шлюпка № 1 (командирская): командир шлюпочной группы капитан 3-го ранга В.П. Кутепов, старшина шлюпки А. Суслов ...

Шлюпка № 2: старшина шлюпки А. Козлов, А. Талицкий, С. Вуколов, П. Кириллов ...

По воспоминаниям участников
похода 1977 года

 

К началу страницы

Материалы предоставлены А. Козловым

 

 

воспоминания
участников
походов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков