На главную страницу

«Енисей — большая вода»

Увеличить

Силу Енисея мы почувствовали еще за день до официального начала похода. Чтобы отвести одну из шлюпок от пристани Шушенского до места нашего старта, пришлось пройти против течения около полутора километров. На это мы затратили почти час. Нас было больше двадцати человек. И впереди у нас были полтора месяца плавания.

Второй день похода. Вход в Минусинскую протоку. В шлюпке «номер раз» — песня. И вдруг — резкий удар! Шлюпка сильно накренилась. Не успели мы начать решительные действия, как наш «корабль» вполне самостоятельно развернулся на 360 градусов, медленно вошел в протоку. Однако радость наша была преждевременной: на Енисее понятие «медленно» очень относительно, скорость течения в протоке — примерно десять километров в час. Через минуту мы уже находились в бодрящей енисейской воде. Пока прошли 16 километров, шлюпку пришлось тащить на себе раз семь: на этом участке много отмелей. Зато под мостом стальной магистрали Абакан — Тайшет мы с честью миновали огромную банку. А при подходе к Минусинску протока стала до того мелкой, что даже плоскодонные лодки едва проскакивали. Мы обследовали весь плес — и тоже прошли. В тот день от усталости валились с ног: шлюпка — ноша ох какая нелегкая!

...Пройдено четыреста километров пути. И по сей день мы не можем забыть суровой красоты Енисея, его сказочных пейзажей - изумительных картин, созданных природой с помощью таких простых материалов, как вода, камень и лес. Удивительна природа у самой Красноярской ГЭС. Спокойные склоны гор, ароматный таежный воздух, вид на море, золотистые пляжи могут сравниться с признанными местами отдыха в Крыму.

Ниже гидроэлектростанции на правом берегу Енисея вырос современный город — Дивногорск. На знамени комсомолии этого молодого города уже есть правительственная награда — орден Трудового Красного Знамени. Два дня в Дивногорске — и снова в путь.

...Шесть часов утра. Ровный ветерок, туман над рекой. А на реке — две шлюпки. Медленно удаляется плотина Красноярской ГЭС.

...Осознавать и оценивать ситуацию мне пришлось уже у самой воды. Прямо перед шлюпкой выступал из бурлящего потока огромный валун. Шлюпку под напором течения мгновенно развернуло... Порыв ветра вот-вот заставит ее уйти под воду. Но вовремя сброшены паруса, и вот уже с течением борется вся команда. Еще гуще стал туман. Идем почти наощупь. Ориентируемся только по петухам, которые божественно поют во всех прибрежных селах.

Впереди — знаменитый Карачинский порог. Идем вровень с попутным теплоходом. Тот разворачивается против течения и отдает якорь. Надеваем спасательные жилеты и еще сильнее налегаем на весла. Енисей, зажатый каменной грядой, сужается до 700 метров, а ширина фарватера не превышает и ста. Здесь от Каменного мыса по дну реки идет полуторакилометровая гряда Енисейского кряжа. В мелководье некоторые его скалы выступают над поверхностью реки. Раньше о подводные камни разбивалось немало судов, барж, плотов. Слева видны подводные камни «Модест» и «Красная Плита». Первая глыба получила свое название в память о трагической гибели на этом пороге в 1898 году парохода «Модест». Второй назван так за свой красный цвет. Вода отшлифовала этот камень.

Еще до того, как подойти к порогу, мы знали, что преодолеть его снизу вверх может только судно с мощными двигателями. Остальным на помощь приходит туер «Енисей» (буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса).

И вот — порог. Стараемся держаться левой стороны фарватера. Поток мгновенно подхватывает наши шлюпки. Поворот, еще поворот! Едва не задеваем веслами бакен. Прошли! Всего пять минут, а устали мы, как за час хорошей гребли. Порог уже позади, но еще виден «Енисей», весь экипаж которого вышел нас приветствовать.

Впереди был еще месяц плавания.

А. КЛИМЧУК,
студент группы 135

 

К началу страницы

«За кадры верфям» № 38 (1318) от 21 декабря 1971 г.

 

 

А. Климчук 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков