На главную страницу

«…Кошкин Мур-мур-ар…»

«Пожалуйста, не стреляйте в пианиста.
Он старается, как может».

Не знаю, как вы, а я всегда с удовольствием был готов сменить весло на парус. Поэтому решение идти через Ладогу под парусом из Кобоны в Петрокрепость было воспринято с большим энтузиазмом.

И вот он, выход в Ладогу! Ничто так не ускоряет действия экипажа, как желание «сделать Командира», а точнее — «шлюпку-раз», командирскую шлюпку. Многие прошли через её экипаж и знают, как лихо управляет шлюпкой «дядя Вася». Обогнать его дорогого стоит.

Но и мы многому у него научились!

Поэтому, «ловите ветер всеми парусами», реек на удавку и понеслись!

И пошли, и ведь хорошо пошли! Мы даже вышли в лидеры. Но, в этом переходе нашей шлюпке было уготовано другое. Не выдержав нагрузки, лопнул фока-шкот. Быстро меняем его на запасной, и вот мы снова на отличном ходу. К сожалению, не надолго, рвется, не выдерживая, и запасной фока-шкот. Всё что осталось в нашем распоряжении это дректов, носовой и кормовой фалини. Вяжем вместо фока-шкота сложенный вдвое дректов, носовой и кормовой концы не лезут в кренгельс (у нас — люверс) фока.

Увеличить

Постановка паруса

За время вынужденного дрейфа, шлюпку снесло в сторону Назии (то, что это именно Назия мы узнали много позже) за мыс Заячий. Для того чтоб его обойти, нам нужна была смена галса. Попытки повернуть на левый галс через оверштаг не увенчались успехом (волна и ветер крепчали), но доставили нам массу «незабываемых» ощущений, а Володе Лисицкому еще и незабываемую травму руки, которую он получил, вынося кливер на ветер. Попытка изменить галс через фордевинд тоже оказалась неудачной и вдобавок ещё больше отнесла нас за мыс. Большие короткие волны не давали нам повернуть, а ветер пытался положить шлюпку на борт.

Лопнувший при последнем маневре импровизированный фока-шкот и находящиеся невдалеке заросли камышей привели к решению для починки такелажа «припарковаться» в этих камышах, да и хотелось «отдышатся» и подумать о дальнейших действиях.

Убрав паруса, мы по инерции вошли в заросли и через некоторое время уткнулись в плотно сбитый волнами плавающий камыш. Тут произошел курьезный эпизод. Финка Кайя (к сожалению, не помню её фамилию) подумала, что мы пристали к берегу и, как ни в чем не бывало, вышла из шлюпки на камыш и, спокойно сделав свои дела, вернулась обратно. Всё произошло так быстро, что когда она вернулась, мы всё ещё сидели с раскрытыми ртами, не успев произнести ни слова. Кстати, потом при проверке глубины у нас в том месте весло до дна не достало.

Первое, что мы попытались сделать, встав на импровизированную стоянку, это выйти на связь и сообщить что у нас всё в порядке, чтоб за нас не волновались и не пытались искать и спасать. Но рация не помогла, мы были далеко друг от друга и никого из наших шлюпок не могли услышать, а ко всему прочему «Она», у нас, работала только на «Приём». Что ж оставалось только быстрее догонять.

В камышах хорошо, спокойно, нет ни волн, ни ветра. За время прошедшее с момента выхода из Кобоны, свежий ветер и легкое волнение переросли в штормовые. Возвращаться в штормовую Ладогу уже не хотелось, да и уверенность, кстати, ничем не обоснованная, что мы можем здесь войти в Новоладожский канал, сделали своё дело в выборе дальнейшего маршрута.

Увеличить

Под парусом. Л. Никулин

Но как двигаться в камышах? Грести мешают плотные его заросли, отталкиваться веслами от дна — глубоко, веслом до дна не достать. Парус — вот наш выход. Подняв реек выше камыша и вытравив небольшой «пузырь» из фока мы получили ход и хороший ход! Скорость движения регулировал размером «пузыря» Олег Пружинин, стоящий на банке и прижимающий парус к мачте, крепко обняв её.

Ориентироваться в зарослях камыша, ещё та задача. Направление было выбрано по принципу «Солнце на западе, значит Ашхабад там».

Шлюпка, как танк, утюжила камыш. И надо было видеть глаза того рыбака, рядом с которым мы «вывалились» в заводь свободную от камыша. Он-то нам и подсказал, как войти в канал по речке Назия.

Пройдя по руслу Назии мимо стоящих в ней по причине шторма сейнеров и яхт, одна из которых была со сломанной мачтой, мы пристали к берегу. Это было так здорово — ощутить землю, твердую надежную землю под ногами!

Но расслабляться было некогда. Пока остальная команда под руководством боцмана Олега Пружинина сушила и приводила в порядок шлюпку, мы с Володей Лисицким пошли разыскивать какую-нибудь возможность связаться с Командиром («дядей Васей»). Жаль, что тогда у нас не было «мобильников»...

Надежда была на то, что сможем передать информацию через какой-нибудь «пароход» проходящий мимо нашей стоянки в Петрокрепости. Но, к сожалению, в конторе рыбколхоза, которую мы разыскали, нам посочувствовали, но помочь не смогли, объяснив, что у них радиостанция имеет только два фиксированных диапазона, которые используются для связи только с их сейнерами, а они все здесь, на приколе стоят из-за шторма.

Увеличить

Шлюпка № 4 на переходе

Ну, вот, шлюпка готова, вся команда в сборе, ДП съедено — надо идти. На веслах до места нашей стоянки у Петрокрепости часа два — два с половиной хорошей гребли. Но у нас три слабо подготовленных к этому финна и травма руки у Володи: получается, надо рассчитывать на три часа гребли, не меньше. С другой стороны, ещё не поздно и на попутках можно добраться минут за сорок, при хорошем раскладе. В «командировку» был отправлен Володя. Мы снабдили его деньгами, у кого что было, даже финны поняли, хотя мы им ничего не объясняли, и дали свои финские марки. Переодевшись в более-менее сухую цивильную одежду, он двинулся в путь, а мы на шлюпке вошли в Новоладожский канал.

Помните? «…с удовольствием был готов сменить весло на парус…», сейчас я уже ни на какой парус весло бы не променял. Никогда ещё гребля не доставляла столько удовольствия! И, наверное, не одному мне, потому как через час, в законный десятиминутный перерыв, все единодушно от этого перерыва отказались. Ну и, конечно, сказывалось чувство вины за то, что потерялись и знали, что заставили всех волноваться и нас искать.

Ну, а в середине второго часа мы «нашлись», встретившись в канале с катером нашей поисковой команды. Правда, заставив Командира ещё поволноваться — он в бинокль не досчитался восьмого члена нашего экипажа и «…иногда в голову лезут всякие странные мысли…».

А наш восьмой член экипажа, ведь практически застал заходящий в «Канал», мимо Петрокрепости, катер сопровождения. Но это уже Володи Лисицкого история…

Леонид Кошкин, выпускник ФКЭ ЛКИ 1993 г.,
старшина шлюпки № 4

 

К началу страницы

ранее не публиковалось

 

 

Л. Кошкин 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков