На главную страницу

Лето первокурсника — лето шлюпаря

86 лет минуло со дня первого шлюпочного похода студентов Ленинградского кораблестроительного института (1935 г.), когда гребцы под командованием первого командира первого шлюпочного похода ЛКИ, студента Б.М. Кузьмина прошли 3890 километров от Ленинграда до Астрахани за 29 ходовых суток. Это был рекорд по дальности и скорости. Много лет прошло с тех пор, но энтузиасты продолжают выходить на просторы морей, рек и озер России.

Я, студент первого курса кораблестроительного факультета СПбГМТУ, узнал о проведении шлюпочных походов Корабелки этой весной, и, придя на гребную базу нашего университета на Крестовском острове, сразу окунулся в подготовку к походу. Мы ремонтировали шлюпки и вооружение. Меня вместе с другими «новобранцами» учили устройству шлюпки и паруса, мы «гребли» на тренажёрах, учились вязать морские узлы изучали теорию хождения под парусом и многое другое.

С наступлением весны начались первые практические выходы на воду: отработка команд на веслах и под парусом. И вот, наконец, предпоходная подготовка закончена, катер сопровождения «Александр Кузьмич» загружен провизией и вещами, шлюпки готовы и начался первый этап похода – буксировка от гребной базы до Приозерска. Всего маршрутов (этапов) похода — пять. Первый и последний — это буксировки ялов из Санкт-Петербурга до Приозерска и обратно, остальные три — парусные и весельные переходы по живописным шхерам северо-западной части Ладоги.

Для меня поход начался в городе Сортавала. На первой стоянке в бухте Тихая (Александра) командир похода, капитан II ранга Василий Александрович Сапожников, объявил о начале третьего этапа похода и провел презентацию участников. Нам объяснили обязанности дневальных (охрана лагеря, приготовление пищи и исполнение других бытовых обязанностей) и провели инструктаж по технике безопасности.

На следующий день мы отправились по шхерам Ладожского озера и эта, невероятная по своей красоте и неповторимости, природа радовала нас на протяжении всего похода. Погода стояла отличная и очень летняя — солнце плясало на волнах Ладоги, а вода была как парное молоко.

По приходу на очередную стоянку, мы разгружались, разжигали костёр, готовили обед, ставили палатки и сразу шли купаться. А вечерами, сидя у костра, пели под гитару. Оказалось, что среди участников немало талантливых людей — на организованном творческом ве- чере пели песни, играли на гитаре, танцевали и читали стихи. А еще у нас прошли соревнования по скоростному вязанию морских узлов и метанию буксировочного конца на дальность и точность.

Дни летели незаметно, и как-то вечером командир объявил, что завтра состоится праздник Нептуна — особый ритуал посвящения но- вичков (то есть нас) в шлюпари. Старшины шлюпок и «старики» переоделись в костюмы Нептуна, ру- салочки, морских чертей и прочей нечисти, а для нас приготовили шуточные испытания — кому-то нужно было добыть еды для Нептуна и его свиты, кому-то — наносить воды решетом. Мне же выпала честь вырубить колуном спичку из полена! Было очень весело, а после посвящения новоиспеченные шлюпари и старые «морские волки» пошли в подготовленную заранее походную баню.

Третий этап подходил к концу, и после отвальной — торжественного ужина и выборов тайным голосованием Мисс и Мистера Ладога, катер с ялами и людьми ушли в Сортавалу для смены команды. Палатки и дежурные остались в лагере. Вскоре прибыли новые гребцы, снова инструктаж, презентация и вот вновь шлюпки с катером выходят на просторы Ладоги, уже в сторону Санкт-Петербурга.

Увеличить

Соревнование по вязанию узлов

Так начался четвертый этап похода — от Сортавалы до Приозерска. На одном из переходов мы сделали остановку рядом с памятником бойцам 168-й стрелковой дивизии и морякам Краснознамённой Ладожской военной флотилии и почтили память героических защитников нашей страны. На этот этап выпало еще одно знаменательно событие — день ВМФ. Мне вместе с другими студентами выпала честь сделать доклад про Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала флота Советского Союза, Главкома ВМФ, Героя Советского Союза — Адмирала Победы. В тот день с нами праздновали друзья наших походов — туристы-байдарочники во главе с другом командира Соколовым Сергеем Константиновичем. Мы состязались с ними в перетягивании каната, вязании морских узлов и метании буксировочного конца. Следующий же день был посвящен памяти Владимира Высоцкого — знаменитого советского актера и музыканта, чьи песни уже не раз звучали у нашего костра. Еще через несколько дней мы подошли к Приозерску, и для меня поход подходил к концу. Много километров осталось за нашей кормой за эти, пролетевшие как один миг, 17 дней.

Теперь я точно знаю, что ничто так не сближает людей, как шлюпка. То самое чувство локтя здесь не метафора: держась за свое весло, ты и в самом деле чувствуешь плечо товарища. Шесть гребцов и старшина становятся единым целым. Теперь мы не просто студенты Корабелки — мы шлюпари, мы семья, мы — Экипаж!