На главную страницу

Мои воспоминания (30 лет спустя)

Родился 08.06.1969 в г. Онеге Архангельской области. Всю зрелую юность мечтал стать моряком, как отец, ставший капитаном в 29 лет. Однако в 9-ом классе средней школы во время ежегодной медкомиссии окулист выдал «неуд», чем поставил исполнение мечты под сомнение. После окончания школы в 1986-ом по комсомольской путевке, по пути героя нашего времени Павки Корчагина, начал работать каменщиком в нашем городском строительно-монтажном управлении(СМУ), куда отправились многие выпускники городских школ. В период славной работы по строительству родного города успел закончить курсы водителей грузовиков и заочные курсы для поступления в ЛКИ. В следующем 1987 году я поступил в знаменитую «Корабелку».

Увеличить

Шлюпка № 4 на переходе

В шлюпочные походы я начал ходить в 1990 году после 3-го курса. Случилось это у меня неожиданно, думал схожу разок, а там посмотрим. Дело в том, что на 1-ом курсе я занимался академической греблей на гребной базе ЛКИ (ул. Ольгина, дом 8). Успехи были неплохие, и наш тренер Сергей Константинович Шляков всем предложил собираться летом в спортивный лагерь в Игналине. Однако у меня были несколько другие планы: собирался ехать за длинным рублем в стройотряд. Таким образом, лето 1988 года я провел в ССО «Альтаир», который предоставлял рабочую силу для Мурманской нефтебазы.

Следующее лето 1989 года я решил провести дома в г. Онеге Архангельской области. Дело в том, что все школьные друзья как раз приходили из армии в этот год, и никак нельзя было пропустить их «привальные».

Увеличить

Под парусом. Л. Никулин

Так вот, первый мой поход случился в 1990 году по маршруту Питер — Новгород и обратно, командиром был кап. 3 ранга Ходунов Валерий Александрович, преподаватель кафедры ВМП ЛКИ. В том же году я попал в первый международный шлюпочный поход в Финляндию на озеро Саймаа. Маршрут был интересным. Мы стартовали от нашего яхт-клуба на о. Бычий, прошли через г. Кронштадт (форт Тотлебин), до г. Приморск и дальше до г. Выборг. В походе было четыре шлюпки ял-6. В составе экипажей также были финны. Самостоятельный переход по Сайменскому каналу у нас не получился. Пришлось ждать попутный корабль. С этого похода больше всего запомнился переход по Сайменскому каналу на борту лесовоза, а также «черная таможня», после работы которой мы все лишились культурной программы (подготовленной финнами), потому, что все финансовые средства финнов ушли на оплату штрафа за «неправильно оформленный провоз алкоголя» начальником Выборгской таможни. Так бывает, это правда.

После двух походов в 1990-м я уже знал, что такое кровяные мозоли на руках и даже мозоли на заднице, которые успешно подсушивали йодом, но, тем не менее с удовольствием стал участником похода Петрозаводск — Ленинград в 1991-м. Попал я на шлюпку номер 4 левым загребным, правым был Олежка Пружинин. Старшиной шлюпки был Леонид Кошкин, но все почему-то звали его «Лёха». В первый раз мы познакомились на 1-ом курсе, когда пришли одновременно на курсы обучения игры на гитаре то ли в Московском, то ли во Фрунзенском районе. Еще у нас в экипаже было 3 человека финской национальности: супруги Ханну (муж) и Кайя (жена) — педагоги из Хельсинки, и Юхо. Не помню кем работал Ханну, но Кайя работала учителем английского языка, поэтому все открытки на Новый год от имени семьи подписывала она. Еще у нас был студент по имени Юхо (фамилию, к сожалению, тоже не помню). Юхо обычно греб на баке, впрочем, как и Ханну с Кайей, которые менялись по очереди тоже на баке.

Увеличить

Общее фото в День Нептуна

Всё было классно, и переходы и стоянки, ходили и на веслах и под парусом. Одним из запоминающихся случаев произошел уже на «финишной прямой» к Ленинграду, оставался последний бросок из Кобоны на Петрокрепость. Поскольку всем надоело грести, то бросок решили сделать напрямик под парусом. Ничего не предвещало каких-либо сюрпризов, вышли из Кобоны четыре шлюпки под парусом. Однако спустя наверно полчаса погода стала ухудшаться, ветер — усиливаться. В общем, шли мы галсами и постоянно пытались выйти мористее, чтобы обойти ближайший мыс. Однако ветер поменялся с бакштага на бейдевинд, и все наши попытки обойти мыс провалились. Все наши другие шлюпки (кроме командирской), уже давно обошли мыс и, наверное, уже наперегонки «дули» в Петрокрепость. Я смотрю, что нас потихоньку несет на камыш, бурно росший у берега. Попытались на веслах отойти, но ветер нас загонял в камыши все дальше. Тут я говорю Лехе Кошкину, что надо встать носом на выход из камыша в сторону входа в Ново-Ладожский канал и потихоньку поднимать парус. Так и сделали... Начали прорываться сквозь заросли камышовые к каналу, было забавно...

В этой сутолоке и в этой неразберихе, скорее всего, что никто из присутствующих о переживаниях командира Василия Саныча не думал и не догадывался, каково ему там без нас. Так вот, выйдя с помощью паруса из камышей, мы на веслах пошли в сторону канала и решили идти по Ново-Ладожскому каналу, т.к. погода не улучшалась совсем и дело было во второй половине дня. Мы посчитали, что к вечеру в Петрокрепость попадем по-любому. Да, а Володю Лисицкого как опытного, уже отслужившего армию, отправили по берегу доложить командиру, что мы живы и идём по каналу.

Спустя полчаса все уже разогрелись с помощью весел и наше будущее уже не казалось столь мрачным. Спустя еще где-то час нам навстречу показался командирский катер с радостными лицами на борту. Сейчас даже не вспомню, давали ли нам по «сотке для согреву». Но помню, что взяли нас на буксир и спустя некоторое время мы уже подходили к месту стоянки в г. Петрокрепость (на правом берегу р. Нева, у памятника «Дорога Победы»).

А на следующий день был праздник Нептуна, но это уже совсем другая история, друзья!

Постскриптум

Спустя некоторое время человек все-таки осознает, что некоторый опыт, полученный в определенный период жизни всегда является полезным и поучительным. Мы продолжаем поддерживать наши отношения через соцсети, по телефону, иногда даже и по работе пересекаемся. Также имеется возможность встретиться в стенах альма-матер ежегодно на День шлюпаря. Послушав мои рассказы и советы, по моим стопам пошел старший племянник, который совсем не жалеет о выбранном пути. Он уже на 4-м курсе, старшина шлюпки (Вадим Ипатов). Года через три, я снова хочу попасть на небольшой переход, но уже с внуком, пусть тоже попробует «шлюпарской жизни»!... Это полезно...

Лев Юрьевич Никулин, выпускник КФ 1993 г.,
левый загреб шлюпки № 4 в 1991 г.

 

К началу страницы

ранее не публиковалось

 

 

Л. Никулин 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков