На главную страницу

На вёслах, парусах и... на буксире

В 1965 году Корабелка получила две новые шлюпки. Было принято решение — перегнать их летом в Ленинград своим ходом. В этом походе мне довелось принять участие на этапе Рыбинск — Ленинград.

По сегодняшним меркам этот переход назвали бы экстремальным. Так от Рыбинска о Черновца шли восточным берегом Рыбинского водохранилища. Но берега-то, в обычном понимании, не было. Сплошной затопленный лес.

Миновав Череповец вошли в Шексну, мало чем отличавшуюся от водохранилища — те же затопленные берега. Фарватер буквально прорублен земснарядом. При попытке уйти с него, сразу садишься на мель. Около полуночи первая встреча с туристским теплоходом, который, не обращая внимания на наши усилия обозначить себя, шел прямо на шлюпки. И буквально в 30-40 метрах отвернул. Сделали вывод: держаться кромки фарватера, суда идут строго по фарватеру.

В таком режиме (без остановок — берега-то нет) прошли на вёслах до Северо-Двинского канала. Здесь решили зайти в Кириллов и отдохнуть. Получили большое удовольствие от движения по каналу: познакомились со шлюзами петровских времён и даже управляли ими сами. В Кириллове посетили Кирилло-Белозерский монастырь. Затем вернулись в Шексну и продолжили поход.

Увеличить

Озеро Селигер (1965 г.)

Здесь надо отметить обстоятельства, сопутствовавшие походу: белые ночи и хорошая погода с попутным ветром. Это позволяло двигаться без остановок.

Для экономии времени Белое озеро проходим под парусами напрямик — по компасу и редким навигационным буям. От Ковжи осталось очень тяжелое впечатление. Это не река, а канал с высокими отвесными берегами, прорубленный в тайге.

Собственно Ковжу и Вытегру мы прошли на случайном буксире. Сначала зацепились за караван барж. А в верховье Ковжи нас подцепил сухогруз «Горьковская пионерия», с которым мы прошли все шлюзы и вышли в Онежское озеро. Капитан сухогруза шел к Беломорканалу и был готов буксировать нас до Кижей, но мы от этого вежливо отказались. А вот прохождение шлюзов едва не кончилось трагедией.

Первые шлюзы проходили на буксире за сухогрузом. При этом буксирный канат надо было каждый раз принимать и отдавать. Это занимало время. Капитан предложил нам выходить следом за ним своим ходом. Но оказалось, что шлюпка в замкнутом пространстве шлюзовой камеры, с мощными водоворотами от работающих винтов впереди стоящего судна, абсолютно неуправляема. Мы чудом не разбились о стены шлюза. Оставшиеся шлюзы мы проходили впереди сухогруза. Так вышли в Онежское озеро и попрощались с нашим доброжелательным буксировщиком.

Озеро пересекли на парусах по компасу, вышли точно на Вознесенье. Далее по Свири спустились без приключений. Остановились в Свирице. Я сделал прокладку курса на Валаам. После отдыха вышли в Ладогу. Когда прошли Свирскую губу, погода стала портиться. Приняли решение высадиться на берег. Высадка показала всю опасность плавания вдоль восточного берега Ладоги. Здесь надо отметить, что в походе все гребцы, кроме командиров и старшин, были новички. И, тем не менее, при бьющей в транец волне и среди валунов, благополучно вытащили шлюпки на берег.

Отдохнув, дождавшись хорошей погоды, вернулись в Свирицу и Ладожским каналом, а потом Невой прошли в родной город и завершили поход у Калинкина моста рядом с институтом.

Анатолий Бикин, старшина ЯЛ-6,
участник походов 1964-69 годов

 

К началу страницы

«За кадры верфям», № 13-14 (2287-2288), август 2005 г.

 

 

Анатолий Бикин 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков