На главную страницу

Походы 1970-х

1972 г. Озеро Селигер, июль

Маршрут: Осташков — Полново — Осташков, 200 км. Состав смешанный, 2 шестивесельных яла. Командиром похода был преподаватель с кафедры начерталки (?). В походе участвовали студентки Корабелки. Организатором похода была также студентка, и одна из шлюпочных старшин — также.

На территории коржевенного завода от похода до похода хранились 2 шестивесельных яла. Весь отряд по приезду их ремонтировал и — вперед.

Мой поход длился в общей сложности 2-2,5 недели, включая подготовку ялов. Весь поход я спал в яле, что мне и нравилось — под неторопливый шелест волн. Остались в памяти вкусный гороховый суп, который варили две подружки, и блокнотик с песнями.

Походы по озеру Селигер существовали, по-видимому, в двух видах: желающие девушки могли ходить на ялах, парни проходили подготовку к большим походам. На фоне больших походов они были очень очень маленькими и незаметными. Уже закончив институт, разговорился с одногрупником — после первого курса он попал в поход на Енисей — больше такого ему уже не надо было. Да в общем-то и я, пройдя Селигер, легче переносил тяготы большого похода.

1973 г. Череповец-Архангельск

Маршрут 1500 км. 2 десятивесельных яла. Состав — мужской. Распорядок дня: 6-00 подъем, сборы лагеря, завтрак, 8-00 — отплытие. 4 часа гребли — 1 час гребем, 10 минут перерыв, если возможно, то купаемся, прыгая со шлюпки. На пятом часу гребли поиски места для обеда, который занимал 2-3 часа. После обеда 4 часа гребли, также 1 час + 10 минут. И, наконец, на 5-м вечернем часе гребли поиски места для ночлега. И так каждый день. На яле мое весло — 2-е левое. Впервые проходил шлюзы. Первый — Шекснинский, 18-метровый(!?), потом 7-6 шлюзов старой петровской системы до озера Кубенское.

Периодичеси водили в баню — чистота залог здоровья и успеха. В Соколе, в бане обгорелую кожу после жары Кубенского озера было очень больно трогать. Потом похолодало и такой жары уже не было.

Параллельным курсом шла поющая бригада-студентов, которая давала концерты в поселках, в том числе и по нашему маршруту. На концертах мы находились в зале. Потом были танцы.

Песни. С каждого, наверное, проходящего парохода неслась «Червона рута». А это от агитбригады:

Иду по проспекту в дырявых калошах
  голодный, как волк,
  и усталый, как лошадь…

Там где бегают бизоны
  И над баобабами закаты словно кровь,
  Жил пират угрюмый,
  Не верящий в любовь...

Еда — мне хватало. Как-то раз в дождливые дни (темп похода надо сохранить), увидев попутный транспорт, мы вылили воду из ведер (они висели на костре для ужина), побросали вещи, которые уже были на берегу, в шлюпки и бросились в погоню. Палатки к тому моменту аварийных сборов уже стояли и на баке лежали огромной мокрой кучей. Но удача была не нашей стороне. В 12 ночи нас накормили манной кашей с «комочками».

В Нижней Тойме были в прекрасном музее.

Великий Устюг — тогда это были глухие задворки, даже железной дороги до него не было.

Форменная одежда — «джинсы» и рубашка с цветами. Рубашки почти не одевали.

Окончание похода — в Архангельске, в день ВМФ, мы высаживались на Красной пристани со шлюпок, бегом на набережную, выстроились и нас поздравил кто-то из адмиралов.

1974 г.

Специальность моя — СДПП [суда с динамическими принципами поддержания], и тем летом планировалась практика на Черном море, в ФПО «Море», 4 курс. Завод изготавливал СВП [суда на воздушной подушке] и СПК [суда на подводных крыльях]. На море я до этого времени не бывал, побывать на заводе тоже очень хотелось. И я поехал на практику — 2,5 месяца на море. Во время практики нам удалось договориться, и нас взяли на испытательный выход СВП «Скат».

1975 г. Усть-Кут — Якутск

Река Лена, маршрут 2000 км. Я ехал «квартирьером» — готовить шлюпки, которые заранее были отправлены железной дорогой. Нас было 10 человек, включая Огурцова. С собой мы везли часть продуктов, которые не успели отправить контейнером. Ехали на поезде с пересадкой в Москве. В Усть-Куте жили в спортзале школы. Ну а поход — расписание дня — как в Двинском. Бригада поющих студентов параллельным курсом, мы были на концертах их обрамлением. В одном из поселков по маршруту работал стройотряд из Корабелки, ну мы, естественно, задержались.

Песни: Кукушкин на юте с гитарой и

Задраены верхние люки,
  Штурвала блестиn колесо,
  Ввиду долгосрочной разлуки
  Всем выдан «Абрау-Дюрсо».

Стихи: «Тебе, котора заложила на сердце строп любви прямой».

По окончании похода шлюпки оставили в порту Якутска, а отряд отбыл самолетом Ил-18 до Москвы и затем в Питер.

Форма, ее просили сберечь, видна на фото начала похода. В ноябре 1975 г. было собрание шлюпарей, на которое и требовалась она.

Прекрасны Ленские столбы. День ВМФ мы провели под их молчаливом наблюдении.

Якутский универмаг и огромная гора оленьих шкур.

1976 г. Якутск — Якутск

Зима, о походе наступающего лета — тишина, и мы в троем: я, Саша Васильев и не помню ФИО, пошли в партком. Ну и завертелось. После всех обсуждений маршрута похода: вниз или вверх по Лене— остановились на таком варианте — немного вверх и назад в Якутск. «Квартирьерами» поехали 4 человека — я, Саша Васильев, ... Жили в общежитии речного училища. Даже после общаги было очень дико: запоры из дверей выломаны, оставить без присмотра ничего нельзя, вещи на день сдавали в камеру хранения (9-17 ч.) общаги.

Перед прилетом команды за окончание «квартирного вопроса» выпили бутылку питьевого спирта.

Прощание с походом того года: опять 4 человека, я, Васильев, ... в контейнере Якутского порта, опять питьевой спирт, который был больше похож на воду.

Насколько помню, мы двое улетели в стройотряд в п. Солнечный Усть-Майского района.

По дороге на работу — во дворе частного дома лежали огромные оленьи рога, я не решился попросить продать, а потом в аэропорту наблюдал, как с какого-то пассажира требовали объяснения, откуда рог. Затем отобрали.

В конце сентября я ухал по распределению в Горьковскую область на р. Троца в тогдашний филиал ЦКБ по СПК. Потом перебрался в Горький в ЦКБ по СПК.