На главную страницу

Великим путем «из варяг в греки»

Увеличить

В год 50-летия проведения первого дальнего агитпохода студентов ЛКИ был подготовлен и проведен по реке Днепр шлюпочный поход «Дружба-85», посвященный XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

Соловьева переправа

Местом старта отряда из четырех шестивесельных ялов «Корабелки» и одного яла «Военмеха» стало то место в верховьях Днепра, где в годы войны была знаменитая паромная Соловьева переправа. Это в ста километрах от Смоленска выше по течению реки.

Увеличить

Встреча с ветеранами

В жарком июле 1941 года отряд легких танков полковника А. Лизюкова здесь отражал атаки фашистской танковой армады. Переправу бомбили сотни вражеских самолетов. Днепр был красным от крови. Но переправу не отдали, пока последние подразделения 16-й и 20-й армий не переправились через реку. На прощание наседавших фашистов «угостила» первая экспериментальная батарея реактивных минометов — легендарных «катюш» капитана И. Флерова.

На берегу у монумента в память героических защитников переправы состоялся торжественный митинг с местными жителями. Корабелы представили сельчанам флаги боевых кораблей: крейсера «Аврора», подводной лодки «С-13», монитора днепровской флотилии «Железняков» и современного ракетного крейсера «Варяг». Рассказали о целях и задачах похода. Прежде чем сделать первые взмахи весел, был бережно опущен на воду венок в память тех, кому могилой в той войне стали воды Днепра.

Прозвучала команда «Весла на воду!» И шумно отталкиваясь, каждая шестью веслами, в искрящихся на солнце брызгах, шлюпки понеслись, обгоняя одна другую, вперед по тысячекилометровому водному пути. Первым крупным пунктом стоянки и работы похода был Смоленск.

Смоленск

Тихим светлым утром, когда солнце на синем небе зажгло пять золотых глав величественного Успенского собора, построенного в XVII веке в честь освобождения города от иноземного ига и возвращения в состав Руси, шлюпки пришвартовались к набережной в самом центре Смоленска.

На встрече у стен средневекового кремля командир похода В.А. Сапожников поздравил отцов города со знаменательным событием — присвоением Смоленску почетного звания «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда».

Смоленск как город известен с девятого века, а в XII веке он стал центром Смоленского княжества. Кто только ни бился о стены воздвигнутого в XVI веке кремля: разномастные тевтонские, шведские, литовские рыцари, татарские орды, польские шляхтичи... В Отечественную войну 1812 года у стен Смоленска соединились армии Барклая-де-Толли и Багратиона, чего так боялся Наполеон. После этого произошло знаменитое Смоленское сражение. Триста французских пушек вели непрерывный огонь по крепости и городу, но генерал Раевский удерживал его. Смоленск горел, но сражался...

Дорога времён и народов

Увеличить

Шлюпки на переходе

Шлюпки продолжают свой неспешный путь вниз по течению реки. По сторонам — дали неоглядные, высота поднебесная да Днепр, неторопливо, как и тысячи лет назад, несущий свои воды к Черному морю.

Мы находимся именно в тех местах, где после сухопутного волока начиналась днепровская часть на военно-торговом пути «из варяг в греки». Этот великий исторический путь, связавший древние народы, начинался в устье реки Волхов, шел через озеро Ильмень, по реке Ловать и ее притоку Кунья, по Западной Двине, речке Каспле, от которой суда перетаскивали (либо перевозили) сухопутным волоком к Днепру, где им предстоял еще очень дол-гий и нелегкий путь вниз до самого Русского (Черного) моря.

Помните, как описано у Н.К. Рериха: «Плывут полунощные гости... Длинным рядом идут ладьи. Яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Полосы красные, зеленые, желтые и синие наведены вдоль ладьи. У дракона пасть красная, шея синяя, а грива и перья зеленые. На килевом бревне пустого места не видно — все разное... Около кормы и носа щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов... На мореходной ладье народу довольно — человек 70; на борту сидит до 30 гребцов. У весла рулевого на корме стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит...

Стихнет ветер — дружно поднимут весла; как одновременно бьют они по воде, несут по Неве, по Волхову, Ильменю, Ловати, Днепру — в самый Царьград..."

До верховьев Днепра поднимались и средиземноморские купцы из Константинополя, Рима, Александрии, потому в древние времена и называли реку по-разному: славяне — Славутич, греки — Борисфен, римляне — Данаприс. И процветали здесь ремесла, торговля, политика.

Мы — в Белоруссии

Первый значительный пункт в Белоруссии - старинный город Витебской области Дубровно, известный с 1773 года.

В двадцати километрах от Дубровно нас встретили Кобелякские пороги. С шумом перекатываются через них воды реки. Суда могут проходить в этом месте только в половодье. Даже наши мелкосидящие ялы приходилось местами перетаскивать руками.

Дальше Днепр поворачивает на юг и вот здесь по обоим берегам реки белыми каменными домами поднялся город Орша.

Впервые в летописи под именем Рьша город упоминается в XI веке. Ему приходилось быть в составе Литвы и Польши, а с 1772 года — России.

Здесь при встречах с ветеранами войны участники похода узнали, как засевшие в Орше фашисты надолго запомнили огненный ураган батареи «катюш» по скоплениям военных эшелонов на железнодорожном узле. С такой мощной поддержкой войска 3-го Белорусского фронта и партизанские соединения Белоруссии форсировали Днепр, разрушили считавшийся неприступным «Восточный вал» гитлеровцев и 27-28 июня 1944 года Орша и Могилев были освобождены.

Белорусское гостеприимство

Под серой пеленой нескончаемого моросящего дождя входим в один из древ-нейших белорусских городов — Могилев. Он возник более семи веков назад. В 13-м веке, на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки, по велению галичского князя Льва Даниловича по прозванию Могий (могучий) Лев был построен замок. Возле него стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. Сегодня это крупный современный промышленный и культурный центр.

В комитете молодежных организаций нас уже ждали и сразу поинтересовались, не надо ли в чем-либо оказать помощь. Узнав, что шлюпари уже трое суток находятся под дождем, периодически выжимают одежду и спальные мешки, тут же связались с кем-то по телефону и объявили: «Пройдите вниз по течению еще четыре километра, там вас встретят работники СПТУ № 1, которые помогут организовать просушку снаряжения и покажут кое-что для вас интересное!»

Не прошло и часа, как мы оказались в Буйничах, где нам сообщили, что уже подготовлено помещение для просушки одежды и снаряжения, решены вопросы с организацией питания шлюпарей, встречи с воспитанниками училища, посещения музея, а также Буйнического поля, где в июле 1941 года произошел известный бой, в котором было подбито 39 фашистских танков. Этот бой был описан в романе К. Симонова «Живые и мертвые». На этом же поле, во исполнение завещания, был развеян после смерти прах писателя.

Расставаясь через два дня с гостеприимными людьми Буйничей, шлюпари увозили с собой дорогую реликвию — землю Буйничского поля, капсулой для которой стал обезвреженный неразорвавшийся снаряд, извлеченный из весенней пашни.

Впереди — земля Украины

Ниже Могилева Днепр протекает в пределах заболоченных пространств Полесской равнины. Наши шлюпки поочередно делают остановки в селах Салтановке, Дашкове, городе Быхове, живописно раскинувшемся на правом берегу при впадении речки Мокранки.

Очередная крупная стоянка у пристани районного центра Гомельской области города Рогачева. В двух километрах ниже в Днепр впадает река Друть. Соединяясь, обе образуют как бы рога, отчего и получил свое название город.

Далее следуют стоянки в Жлобине, Стрешине, Золотом Роге, Речице, Лоеве. Ниже Лоева по левому берегу Днепра идут уже земли Украины. А по правому — еще на протяжении более 90 километров до села Нижние Жары — земли Белоруссии.

И вот, наконец, впервые за весь поход, подняв легкие белые паруса, подобно веренице бесшумных изящных лебедей, пять шлюпок четкой кильватерной колонной выходят на простор Киевского моря. Шлюпки идут ровно, ходко. Только слышен ласковый шепот воды, разрезаемой форштевнем, да иногда в снастях легкий посвист теплого ветерка.

Причаливаем к берегу в тридцати километрах от Киева, где на береговых холмах раскинулось село Лютеж, известное с десятого века.

Увеличить

У монитора «Железняков»

Шлюпари побывали в поле, неподалеку от берега. Невысокие холмики покрыты зеленой травой, чабрецом. Хорошо сохранились окопы, узкие ходы сообщений, блиндажи, траншеи... Здесь, всего в трех километрах от вражеских окопов, был расположен командно-наблюдательный пункт штаба 1-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Н.Ф. Ватутин.

Руководители города предложили организовать посещение Чернобыльской атомной электростанции, но мы, поблагодарив, отказались и решили, что обязательно включим это посещение в план стартовых мероприятий похода 1986 года от Киева до Одессы. Увы, но, как уже известно, в следующем году нам пришлось изменить маршрут и остаться на родном севере. »»»

В День Военно-Морского Флота на киевской набережной у памятника героям-морякам Краснознаменной Днепровской флотилии состоялся совместный финиш агитпохода «Дружба-85» и шлюпочного отряда курсантов Киевского Высшего военно-морского политического училища, которые прошли по маршруту Киев — Днепропетровск — Киев.

Приветствуя участников походов, контр-адмирал В.П. Некрасов подчеркнул, что участники шлюпочных походов за сравнительно небольшой период времени получили хорошую морскую выучку, физическую закалку, показали образцы мужского достоинства, морской культуры, дисциплинированности и организованности. Он пожелал студентам стать знающими специалистами — офицерами запаса ВМФ.

Надо снова браться за вёсла!

Поход «Дружба-85» получил свое продолжение в 1987 году, когда спала острота чернобыльской катастрофы. Тогда шлюпки корабелов прошли от Киева по системе водохранилищ и шлюзов вниз по Днепру. Опять было много прекрасных встреч, интересных запоминающихся событий... Но одно обстоятельство изрядно портило восприятие мореходно-гребной практики и омрачало потом воспоминания о походе — это очень сильная загрязненность Днепра.

Огромные просторы искусственных мелких водохранилищ стали как бы гигантским отстойником для колоссального количества органических нечистот, плывущих с верховьев реки. Буйно растущие водоросли, плавающие в огромных количествах сгустки то ли тины, то ли фекалий, зловонный запах в сочетании с невыносимой жарой делают плавание по Днепру не просто неприятным, а даже опасным для здоровья. Обстановка опасна не только для плавающих по реке, но и для людей, живущих по ее берегам...

Ветераны шлюпочных походов выступают с инициативой об организации Международной экологической шлюпочной экспедиции «Эко-Днепр'ХХI».

Цель похода: привлечь внимание правительств России, Беларуси и Украины, а также широкой европейской общественности к проблеме катастрофического загрязнения реки Днепр на всем ее протяжении.

Необходимо добиться принятия совместного решения (может быть, даже закона) парламентов трех государств о спасении Днепра и программы дальнейшей щадящей эксплуатации в XXI веке этой одной из крупнейших водных артерий Европы — древнего торгового пути «из варяг в греки».

Поход пооводится совместно с экологами Финляндии и Швеции в июне-июле 2003 года в два этапа:

     1. По рекам Нева — Волхов — Ловать (Санкт-Петербург — Смоленск);
     2. По Днепру (Смоленск — Орша — Могилев — Рогачев — Речица — Киев).

На первом этапе (после прибытия в Петербург «драккара» с финскими и шведскими участниками похода) в составе экипажей наших шлюпок идут депутаты Законодательного собрания Петербурга, как бы провожая и передавая наш поход парламентам России, Белоруссии и Украины.

Старт второго этапа (и, возможно, встреча с президентом России) в Смоленске. Встреча с президентом Белоруссии в Могилеве. Финиш похода (и встреча с президентом Украины), традиционно — в День ВМФ, в Киеве.

Плавсостав:

  • Три шестивесельных яла с гребцами Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета. На каждом яле в составе команды по одному депутату — представителю от парламентов России, Белоруссии и Украины со своим национальным флагом и одним гребцом-знаменосцем (эти депутаты включаются в состав экипажей в Смоленске, на старте второго этапа похода — по Днепру);
  • Один небольшой «драккар» или шестивесельный ял (от Совета министров скандинавских стран) с экипажем из экологов Финляндии и Швеции;
  • Вспомогательное судно — мелкосидящий катер для транспортирования походной экологической лаборатории, телевизионной аппаратуры, агитбригады,лекторов, журналистов, запасов провизии и оборудования.

Мы считаем, что поход нового века обязательно должен иметь экологическую значимость и культурно-общественное звучание и проводиться под «флагами» ЮНЕСКО, Европейской экологической ассоциации, Межпарламентской Ассамблеи стран — участниц СНГ... И инициатива такого похода, конечно, должна исходить из Санкт-Петербурга — культурной столицы Европы 2003 года.

Борис САЛОВ,
Фото С. Довгялло

 

К началу страницы

«За кадры верфям», 2003 г.

 

 

Б.В. Салов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков