(р. Лена, 27 июля 1975 года, день ВМФ)
Побывал на шлюпочной регате «Весла на воду — 2009».
Посмотрел ее от первого до последнего заезда. Это были счастливые часы в окружении светлых, энергичных людей.
Мне был интересен каждый заезд, каждый экипаж, каждый гребец ...
Иду домой и пытаюсь вспомнить, а сколько раз за время моей походной жизни (1973 — 1982 гг.)
сам я участвовал в шлюпочных гонках? Оказалось — всего один раз.
Построение по случаю Дня ВМФ, поднятие флагов ВМФ и расцвечивания (27.07.1975)
Эта гонка была проведена на День Военно-Морского флота 27 июля 1975 года во время похода Усть-Кут — Якутск
по р. Лене. Для празднования Дня Флота мы остановились на дневку в заповеднике «Ленские столбы».
С утра все, как обычно: завтрак, приборка и помывка шлюпок, построение, подъем флагов и поздравление от командира похода.
А затем была объявлена шлюпочная гонка.
Сразу стало как-то тише. Люди молча снимали парадную форму, оставаясь в одних трусах. Экипажи собрались у своих шлюпок
и начали разгружать их. Изредка оглядывались на другую шлюпку с тем, чтобы сравнить, кто, что и как делает, и ничего не
упустить. В этих взглядах уже почти не было прежнего товарищеского расположения. При разгрузке вынесли рангоут, носовые
палубы, решетчатые люки, заспинные доски. Осматривались, не осталась ли в шлюпке хоть какая-нибудь мелочь. Кто-то спохватился
и вытащил нагели — тотчас же это было замечено и сделано на другой шлюпке.
Старт шлюпочной гонки. Победит шлюпка № 2 (на фото она слева).
Потом стали садиться в шлюпку, подкладывали подстилки под зад и словно бы заново искали упор, чтобы в полную силу можно
было грести. Я привязал к «рыбине» стропку, чтобы при гребле продеть в нее ногу и не опрокинуться назад. Тотчас
же такие стропки сделали еще несколько человек. На другой шлюпке на головах у некоторых появились повязки, которых в походе
мы никогда не носили. Я последовал их примеру, взял тесьму от спасжилета и успел написать на ней шариковой ручкой:
«Über alles».
Тихо отходим от берега и идем к старту. Длина дистанции точно не известна: надо дойти до белого бакена,
виднеющегося вдалеке, но не огибать его — там и будет финиш. Сидим мрачно и сосредоточенно. Мы знаем, что наш
экипаж слабее другого — так уж получилось при рассадке гребцов в начале похода. Но надеемся на чудо и готовы
выложиться полностью, если не более того.
После проигрыша шлюпка № 1 приткнулась к берегу. Старшина шлюпки А.Ю. Климчук сворачивает флаг, гребцы убирают весла. А проиграли на 1 милю около полутора корпусов...
Хлопок ракетницы с берега. А дальше и рассказывать почти нечего. После первых гребков глаза застилает серая
пелена. Сквозь нее с трудом вижу только рукоять весла правого загребного, по которой равняю свою рукоять.
Ритмичный крик старшины, переходящий в рев, почти не доходит до сознания. Оглянуться на другую шлюпку нет сил, да и смысла нет.
Финиш. Победные крики с другой шлюпки. Успеваю заметить, что мы отстали от них чуть больше, чем на корпус.
К месту старта сплавляемся вниз по течению и подгребаем к берегу.
На берегу наш старшина долго стоит, отрешенно глядя вдаль. Правый загребной ложится в палатке и до
вечера не показывается. Меня тошнит. А товарищеские отношения между экипажами начинают быстро восстанавливаться.
Никто не позволяет себе фраз типа: «Как мы вас сделали!», даже стараются лишний раз не упоминать
о своей победе. Экипаж похода снова представляет собой единое целое, впрочем, он и был им даже во время гонки.
Александр КОЗЛОВ, участник походов 1970-х годов,
старшина шлюпки
|
фото из архива В.А. Сапожникова
|
|
|