|
История | |||||||||||||
Главная > История > Хроника > Море делает человека великодушнее | |||
Море делает человека великодушнее |
||||||||||||||
В этом году студенты и преподаватели корабелки побывали в двух шлюпочных походах. Первый — от пути по Новоладожскому каналу, вырытому в XVIII веке по плану Екатерины II, по реке Волхов с множеством церквей по берегам, к сожалению, заброшенных, до посещения Старой Ладоги, Новгорода. Неприятной была лишь экологическая обстановка около города Кириши, где находятся комбинат БВК. Такое же пренебрежительное отношение людей к природе мы увидели и на Неве, и перед дамбой на Финском заливе, и около финских целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Лаппенранта и Иматра. Берега Волхова в основном низкие, комариные. Но иногда видами можно было залюбоваться: побережье сплошь укрыто сиреневым ковром иван-чая, повторяющим все неровности земли, лишь кое-где сквозь него прорывается темный камень или зеленеет раскидистый ивовый куст. Обратный путь запомнился издевательской погодой, быстрым переходом через Ладогу от деревушки Кобоны до крепости «Орешек» (в прошлом году ребята гребли десять часов подряд при встречном ветре) и «крещением» в Петрокрепости. В последний день без остановок прошли всю Неву, затем — в Большую Невку и — до родного яхт-клуба. Второй — международный — поход в Финляндию, начался участием в праздновании Дня ВМФ и возложением цветов к памятнику Петру I. На борту советского сухогруза переправились по Сайменскому каналу, соединяющему Финский залив с озером Саймаа. Ночью и ранним утром его шлюзы, набережные, освещенные огнями, очень красивы. И вот мы в Финляндии, удивительной, во многом непонятной нам... Машины, уступающие дорогу пешеходам; оставляемые на ночь велосипеды и лодочные моторы; чистота городов, лесов; уверенность людей в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Советский человек, впервые оказавшийся здесь, чувствует, что ему немного не по себе. Но мы, банда веселых Челкашей, не терялись, держались друг за дружку. Вместе с нами в экипаже шли финны — члены экологического клуба Финляндии. Поначалу им приходилось трудно в экипаже; непривычно было есть нашу еду, управлять шлюпкой, да и языковые трудности возникали. Но вскоре все друг к другу притерлись, и финны, научившись обращаться с веслами и парусом, остались очень довольны. Напоследок, налюбовавшись достопримечательностью Финляндии — водопадом, в последнем на нашем пути финском городе Иматра, мы пересекли границу. Большинство из нас никогда раньше не были в Финляндии. Как полезно было бы каждому советскому человеку побывать за рубежом в промышленно развитой стране! Тогда у него невольно отомрут идеологические предрассудки и появится стимул для повышения собственной культуры и общественной активности. И еще хочется высказать мнение шлюпаря-первогодки: это полезное и заразительное дело. В пути побываешь гребцом, яхтсменом, кашеваром, лесорубом, иногда даже «бурлаком». Здесь приобретаешь новых друзей, поддерживаешь физическую форму. А главное — море делает человека великодушнее. Он становится коммуникабельнее, терпимее к людям и трудностям окружающего мира.
|
|
|
|||||||