|
История | |||||||||||||
Главная > История > Хроника > Учебные опрокидывания | |||
Учебные опрокидывания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опрокидывание шлюпки — чрезвычайная ситуация, которая в реальных условиях может привести к гибели людей. Поэтому для подготовки экипажа очень важно отработать возможные действия при опрокидывании для того, чтобы «в случае чего» страх, стресс и паника не парализовали ни старшину, ни гребцов (действия старшины и команды при опрокидывании подробно рассмотрены на странице «Экстремальные ситуации»). Мне довелось командовать на учениях опрокидывающейся шлюпкой четыре раза: это было в 1994 г. в Приозерске, в 1999 и 2003 годах в бухте Перттилахти (о. Орьятсари) и в 2005 г. в бухте Марьянлахти. В этой заметке весь процесс учебного опрокидывания будет проиллюстрирован с помощью кадров, отснятых в 2003 году на видео. Команда состояла из 7 человек: Константин Поляков (командир), Сергей Павлов, Тимур Нуцубидзе, Павел Другов, Максим Кокоев, Татьяна Наумова и Алексей Рожков. Шлюпкой обеспечения командовал начальник штаба похода С.В. Семёнов.
Подготовка Для проведения учений выбирается тёплая погода с умеренным ветром. Самое главное — температура воды должна быть на ниже 18-20 градусов, посколько экипажу придется провести в воде не менее 20-30 минут. Шлюпка по возможности разгружается, однако с собой необходимо взять ведра, баки и лейки для откачивания воды. Все должно быть приштертовано к корпусу — уключины, лейки, ведра, баки, нагели. Для руля обязательно использовать сорлинь, привязав его к кормовому рыму. Румпель должен быть закреплен чекой. Для обеспечения безопасности и оказания помощи рядом должна находиться шлюпка обеспечения, которая в случае необходимости подбирает людей и снаряжение, а также буксирует основную шлюпку к берегу. Шлюпка обеспечения не должна подходить близко к первой без необходимости, чтобы не поранить веслами и корпусом людей, находящихся в воде (в 1999 году страхующий ЯЛ-6 чуть не «переехал» автора этих строк). До начала учений (рис. 1) начальник штаба и старпом проводят инструктаж обеих команд. Команда первой шлюпки одевает спасжилеты. Затем обе шлюпки выходят в бухту и начинают курсировать. Опрокидывание Перед постановкой паруса на основной шлюпке необходимо приштертовать вёсла. Когда экипаж готов к опрокидыванию, его командир поднимает руку, сигнализируя об этом шлюпке обеспечения. При слабом ветре опрокинуть шлюпку не так просто, приходится стягивать шкоты (при курсе галфвинд) и всей команде постепенно перемещаться на подветренный борт (рис. 2). Все гребцы должны сидеть лицом к парусу, чтобы при опрокидывании не попасть под него. Шлюпка сначала медленно кренится, а затем, при достижении некоторого критического угла крена (около 45 градусов) резко, «хлопком» ложится в воду (рис. 3). Почти всегда шлюпка ложится на бок (не переворачивается дальше), потому что ее удерживает рангоут и, самое главное, парус. Первые секунды Первым делом нужно проверить, все ли члены экипажа на месте, не попал ли кто под парус. Затем нужно снять рангоут. Реёк следует удерживать около топа мачты, отдать ванты, затем отдать фал и «выдернуть» мачту из намётки вместе с парусом. Одному из гребцов приходится нырять и отвязывать вантину, оказавшуюся под водой. Это очень сложно сделать в спасательном жилете... Нельзя сначала отдавать фал и притягивать реёк ближе к корпусу, потому что, потеряв опору, шлюпка может начать заваливаться дальше и упереться мачтой в дно с непредсказуемыми последствиями. Когда рангоут и парус сняты, шлюпка восстанавливается в нормальное положение (рис. 4). Один человек следит за тем, чтобы мачта и реёк не мешали остальным откачивать воду (рис. 5).
Как откачать воду? Шлюпку нужно развернуть носом к волне и удерживать в таком положении (рис. 6). Сложность заключается в том, что борта шлюпки имеют прогиб — нос и корма выступают наверх, а в середине — «яма». Поэтому малейшая бортовая волна захлёстывает через эту «яму» внутрь шлюпки, сводя на нет все предыдущие усилия. Запас плавучести яла не очень велик. Даже если всего один человек встанет на дно шлюпки или на банку, она начинает уходить под воду. Поэтому в начальный момент все гребцы должны находиться за бортом и по возможности не «висеть» на шлюпке. При этом нужно умудряться откачивать воду. Когда шлюпку удается «вырвать» из воды, так что хотя бы один человек может залезть внутрь (рис. 7), становится намного легче. Фактически это означает, что экипажу удастся справиться с проблемой самостоятельно. Остается только откачать воду до конца (рис. 8), поставить рангоут, который плавает где-то поблизости, удерживаемый одним из гребцов, и красиво подойти к берегу (рис. 9-10). На снимках заметно, что волнение очень незначительное. Если волна будет хотя бы полметра, откачать воду вряд ли удастся (как не удалось нам в 1994 и 1999 годах). В этом случае нужно сложить всё снаряжение внутрь корпуса и приштертовать его. Все члены экипажа подбираются шлюпкой обеспечения, в шлюпке остается только командир. Он с помощью руля управляет затопленной шлюпкой, пока она буксируется к берегу. Опрокидывание-2005 В июле 2005 года мы провели аналогичную тренировку в бухте Марьянлахти.
На рис. 11 видно, что шлюпка обеспечения направляется к опрокинувшейся шлюпке и неминуемо пройдет рядом с ней, едва не задев вёслами. Это, как уже отмечалось, очень опасная ошибка её командира. Поскольку волнение в закрытой бухте было слабое, снова удалось откачать воду и самостоятельно дойти до берега. Заодно отработали буксировку человека до берега (рис. 14). Конечно, на конце должен быть предварительно завязан беседочный узел.
|
|
|
|||||||