|
История | |||||||||||||
Главная > История > Хроника > Шлюпки идут на север | |||
Шлюпки идут на север |
||||||||
Речной луч ЗвездыОдним из самых ярких событий в истории дальних агитпоходов студентов и преподавателей Кораблестроительного института стал «звёздный» поход 1984 года «Север-84», посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и 400-летию Архангельска. В «Корабелке» шлюпочные походы давно стали доброй и гордой традицией, берущей своё начало с 1935 года. За минувшие годы шлюпки прошли великие реки Сибири — Обь, Лену, Иртыш, Енисей; Европейской части страны -Неву, Свирь, Северную Двину, Волгу, Днепр, Дон; видели берега Байкала, Ладожского и Онежского озёр, просторы Балтийского, Белого, Чёрного и Азовского морей... Шлюпочный поход 1984 года был одним из лучей звёздного похода, маршруты которого — яхтенный, шлюпочный и сухопутный — пересекались в одной точке — старинном русском городе Архангельске. Маршрут шлюпочного похода, проложенный по северным рекам Вычегде и Северной Двине, был выбран не случайно. Четыреста лет назад в предтече города Архангельска — Соломбале — возникла первая в стране судоверфь, на которой строились корабли — первенцы российского флота. Архангелогородцы сыграли далеко не последнюю роль в возникновении Санкт-Петербурга и всего флота на Балтике. Север издревле привлекал русичей. Спускаясь на остроносых лодках, они, наступая на языческие племена, осваивали новые территории, рубили избы, ставили соборы. Увидеть далеко ещё не познанный русский Север, полюбить его строгую красоту, прикоснуться к его жемчужинам — деревянным соборам и белокаменным монастырям, пройти дорогами предков по полноводным северным рекам, проложившим свой долгий путь сквозь бескрайность хвойных лесов и болот - вот толика того, почему выбор маршрута пал на Вычегду и Северную Двину. Вёсла на воду!Чтобы пройти 1200 километров по северным рекам, следовало решить много задач, среди которых одинаково важны как тщательная подготовка ялов, так и самих гребцов. В этом процессе основная нагрузка ложилась на командира похода — преподавателя кафедры военно-морской подготовки Василия Александровича Сапожникова и старпома — доцента кафедры деталей машин Юрия Михайловича Коршунова. Осложнялась задача ещё и тем, что в походе принимали участие шлюпки Северодвинского Севмашвтуза. Многие из участников походов согласятся с тем, что шлюпка, пудовое весло, умноженное на многочасовую ежедневную греблю, парус и шкоты — блестящая возможность побывать немножко моряком, боцманом, шкипером, получить отменную атлетическую нагрузку, выдержать единоборство не только с волной и шквальным ветром, но и с собственным характером. Трудно поддерживать ритм 20-22 гребка в минуту. Тяжело настроить себя на такую 6-7-часовую греблю, но ещё тяжелей выдержать ритм всего похода. В шестёрке гребцов на плечи правого загребного ложится колоссальная физическая и психологическая нагрузка. Именно он задаёт темп гребли, протяжку гребка. По нему равняются остальные. Не выкладываться он не имеет права. Поэтому в команде «правый загреб» — сильный, выносливый, техничный, со спортивным азартом гребец. Новичкам в походе, (а они составляли добрую половину), было, конечно, непросто постигать азы шлюпочного дела, привыкать к укладу и традициям походной жизни. Не сразу новобранец входит в ритм гребли: 50 минут гребли, 10 минут отдыха, в обязательную программу которого входит купание в реке как единственный и наилучший способ восстановления сил, особенно после десяти последних, выматывающих гребков «внавалку». Молодые быстро усваивают, что при попутном ветре обязательно следуют команды: «Вёсла шабаш!», «Рангоут ставить!», «Пошла мачта!»... Поэтому время от времени, как призыв к природе и старшине, раздавался чей-нибудь истошный вопль: «Фор-да-а-к!» Так на шлюпарском слэнге именуется самый желанный ветер — фордевинд. Впереди идущая шлюпка, как бонификацию, имеет право выбора места для стоянки. Первыми на берег высаживаются костровые — самые быстрые и сноровистые из участников похода. От их умения и расторопности зависит своевременность приготовления пищи. И, как правило, костер на 3-4 ведра разводился в считанные минуты. «Спасибо коку и дневальным!» — такими словами благодарности заканчивались все завтраки, обеды и ужины похода. Под боевыми знамёнамиРедкая стоянка обходилась без того, чтобы не произошла плановая или экспромтная встреча с местными жителями, для которых появление в этих местах военно-морских ялов с питерскими студентами было очень значительным событием. Так было и на остановке у деревни Ляпуново в пионерлагере «Звёздочка», где участников похода встречали более трёхсот мальчишек и девчонок. ...Большой просторный клуб. Под бой барабанов и звуки горнов на сцену в белых матросских форменках поднимаются участники похода «Север-84». Звучит общая команда «Смирно! Равнение на боевые знамёна!» Под мерный барабанный бой в зал вносятся кормовые флаги исторического крейсера 1-го ранга «Аврора», подводной лодки «С-13» и ракетного крейсера «Варяг». Командир похода В.А. Сапожников представляет участников похода, рассказывает историю каждого корабля и его знамени. С огромным вниманием слушают подростки волнующий рассказ о подвигах экипажа подводной лодки «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско; о героических защитниках Ленинграда из 264-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона, сформированного в первые дни Великой Отечественной войны из студентов Кораблестроительного института и рабочих Адмиралтейского завода... Как память о подвиге нашего солдата и свидетельство волнующих встреч с ветеранами войны представляются капсулы с землёй Ленинграда, Сыктывкара, Котласа. Звучит своеобразный отчёт о проделанной участниками похода военно-патриотической работе в Республике Коми и Архангельской области. Комиссар похода своё выступление посвящает Ленинградскому кораблестроительному институту, его истории, сегодняшнему дню вуза, головного в стране в кораблестроительном образовании, его факультетам; предлагает ребятам специальный профориентационный выпуск газеты «За кадры верфям»; приглашает поступать в институт тех, кто желает проектировать и строить самые современные корабли и технические средства освоения Мирового океана. О главной достопримечательности архангельских мест — строгой красоте северной архитектуры — рассказал известный её исследователь, участник многих шлюпочных походов, ленинградский писатель Густав Александрович Богуславский. Со знанием дела и очень увлекательно он поведал об этнографических корнях зодчества Севера, о специфике строительства культовых сооружений на примере Георгиевской деревянной церкви XVII века и Архангельской белокаменной XIX века. В заключение встречи состоялся традиционный обмен памятными грамотами и сувенирами, а агитбригада похода исполнила дружно подхваченные залом известные песни о море, о кораблях, о родных российских просторах... Почётный эскорт в составе барабанщиков и горнистов провожал участников похода на берег. Прощальный залп из нескольких ракет. И шлюпки, выстроившись в кильватерную колонну, ухо- дят вниз по реке, к новым стоянкам и новым встречам... Красная пристань АрхангельскаДень Военно-Морского Флота — последний день шлюпочного похода. На архангельском рейде Северной Двины военные корабли, выстроенные для морского парада. Сотни тысяч жителей и гостей города пришли на празднично украшенную набережную. В большом праздничном действе принимают участие военные моряки, десантники, курсанты мореходного училища... В этой программе нашлось место и торжественному финишу шлюпочного отряда звёздного похода «Север-84». Красная пристань. К ней с развёрнутыми флагами крейсера «Аврора», «Варяга» и ПЛ «С-13» подходят ялы Ленинградского кораблестроительного института и Севмашвтуза. Звучат команды «Суши вёсла!», «Вёсла на валёк!» Это значит, что очередной дальний шлюпочный поход по маршруту Сыктывкар — Котлас — Архангельск, ставший составной частью звёздного похода «Север-84», посвященного 40-летию Великой Победы и 400-летию Архангельска, финиширует. Гребцы в белоснежных матросских форменках быстро, как бойцы спецназа, высаживаются на пристань, строятся. Во главе строя — флаги легендарных боевых кораблей. Командир похода докладывает руководителям Архангельской области о завершении шлюпочного похода и проделанной военно-патриотической работе. Наступает волнующая минута — командир партизанского соединения Карельского фронта Д.А. Подоплёкин вручает капсулу с архангельской землёй, которая вместе с другими капсулами будет храниться в музее Кораблестроительного института. На капсуле гравировка: «Земля Поморья. Город Архангельск. 1984 год». А вечером на Кегострове, что напротив города, после посвящения новичков северным Нептуном в «истинные шлюпари», командир подвёл итоги похода, назвал лучших гребцов и разрешил, наконец, расслабиться. За кормой ялов остались не только тысяча двести пройденных километров, сотни часов изнурительной гребли и хождения под парусом, нещадно палящее солнце, дождь, град, шквальный ветер, ломающий, как спичку, шестиметровую мачту, заливающие шлюпку волны... За бортом осталась небольшая часть необъятных просторов Родины. Утоляя жажду познания её Северного края, ленинградцы посетили шестисотлетние Яренск и Усть-Вымь — один из центров миссионерской деятельности христианства на Севере в средние века; Сольвычегодск с его великолепным творением строгановских мастеровых — собором Благовещения; Орлецы — бывшую береговую крепость Соловецкого монастыря; музей М.В. Ломоносова в Холмогорах; Малые Корелы... Профессиональный интерес корабелов вызвала экскурсия на Лимендский судостроительно-судоремонтный завод в Котласе. ... В северное небо уходят разноцветные ракеты — салют в честь завершения такого трудного мужского дела, как дальний шлюпочный поход. Пора возвращаться в родную альма-матер.
|
|
|
|||||||