|
Уже 70 лет прошло с того времени, когда
студенты ленинградской «Корабелки» совершили свой первый дальний шлюпочный поход.
Мы мало о нём знаем — только самые общие сведения: маршрут — Волга,
состав — восемь человек на одной «шестёрке»...
Потом — трудные годы войны, участие студентов-корабелов в тяжелейших боях на подступах к Ленинграду,
трагедия блокады, эвакуация института в Поволжье, возвращение на берега Невы, восстановление института
— и в середине 5О-х возобновление шлюпочных походов. Сперва недальних: Ладога, Онего. Потом, с
начала 60-х, всё сложнее маршруты, всё разнообразнее задачи, всё больший охват участников.
Складывалась традиция — одна из самых привлекательных, самых известных и
уважаемых традиций ленинградской «Корабелки». А традиция — это не просто повторение,
сохранение уже добытого, достигнутого. Традиция — это непрерывное обогащение, обновление того, что было
раньше, новый размах, новый масштаб и разворот, новые задачи и новые участники рядом с «ветеранами» —
вот что такое традиция!.. Она соединяет поколения — и в этом главный её смысл, главное значение.
Я помню, как в ночной беседе весной 63-го года на маленькой кухне в квартире Виталия Руховца родилась
идея и определился маршрут замечательного, уникального шлюпочного похода, начинавшегося у борта
«Aвроры» и через 50 дней завершившегося у причала институтского яхт-клуба.
Две «шестёрки» прошли Неву, Ладогу, Свирь, Вытегру, Шексну, сложную систему речек и
каналов, позднее ставшую «Волго-Балтом», Cухону, Северную Двину, «открыли» Соловки,
Кижи, пересекли Ладожское озеро к Валааму, «побродили» по шхерам северо-запада Ладоги и
«сквозь шторм», потеряв в нём мачту одной из шлюпок, возвратились домой.
Этим походом открыт новый этап всей этой истории. Спортивно-оздоровительная задача шлюпочных
походов из года в год обогащалась новым содержанием — всё более и более сложным. Осуществлена
затея пройти на шлюпках древним путём «из варяг в греки», в 1967-68 годах — ответственнейший
поход по местам боев Великой Отечественной войны на Чёрном море. В следующем году — через 34 года после
первого, довоенного похода — снова по Волге (в этом походе впервые участвовал, уже прославленный в
Ленинграде, ансамбль корабелов «Гренада», ставший непременной и важнейшей частью
сибирских и дальневосточного походов следующих лет).
С 1970 года шлюпки ЛКИ прочно «вписались» в мощное молодёжное движение, названное Всесоюзным
агитпоходом по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Тысячи студенческих
стройотрядов работали на важнейших стройках: гигантские гидроузлы, новые таёжные города и посёлки,
нефтегазовые центры Западной Сибири, потом БАМ... И поразительная экзотика этих строек —
гребные катера-«десятки», на парусах которых были эмблема Ленинграда — кораблик
со шпиля Адмиралтейства и рядом — эмблема «корабелки»...
По Оби от Томска до Салехарда. Каргасок и Парабель, Стрежевой и Берёзово, Нижневартовск,
Мегион, Игрм, Пунга, Светлый — эти названия, звучавшие как пароль того времени, - на карте похода.
В следующем году — Енисей: от Абакана до Дудинки и Норильска. Грандиозный замысел, трудные
условия, потрясающие впечатления — перед глазами «шлюпарей» распахнулся огромный
и прекрасный край. Шлюпки шли по великой сибирской реке, ребята натужно гребли с утра до вечера,
а по берегам Енисея двигался «шлейф» этого похода: московские студенты — журналисты
и киношники (среди них был и тогдашний третьекурсник Института кинематографии Сергей Бодров),
телевизионщики и «Гренада»...
И ещё знаменитая «Четвёрка»: гребцы со шлюпок, дававшие в больших городах и в маленьких населённых пунктах
потрясающие концерты студенческой, «элкаишной» самодеятельности — двухчасовые концерты — вчетвером
— имевшие ошеломляющий успех. Они заслужили того, чтобы их вспомнить поимённо: Толя Романовский, Коля Лиманский,
Саша Ревков, Слава Попов. Эта «четвёрка» отработала несколько дальних походов...
А потом — Амур от Хабаровска до Николаевска, Лена и Байкал.
— А итог всего этого? - спросите вы. -И зачем это всё было?
Законный вопрос. И серьёзный. И требует серьёзного ответа.
Походы воспитывали тех, кто в них участвовал. Своей осмысленностью, сознанием причастности каждого
к нужному делу, а не к формальному мероприятию «для галочки». Отсутствием всякой навязанности
присутствием той безукоризненной дисциплины, которая даёт ощущение внутренней свободы и достоинства.
Походы (а напомню, их организатором и ответственным за них была кафедра военно-морской подготовки)
воспитывали в своих участниках качества не только будущего морского офицера, но и руководителя вообще:
ответственность каждого за всех, ответственность за принятие решения, за коллектив, его настроение и
работоспособность. За выполнение намеченной программы. Знаю, многим шлюпарям эти качества весьма
пригодились в их дальнейшей самостоятельной деятельности — иногда и на очень ответственных постах
в промышленности, в науке, в управленческой работе.
Если сейчас, много лет спустя, спросить меня, что производило на меня в походах самое сильное впечатлени
е и ярче всего сохранилось в «памяти души», я отвечу сразу: тот удивительный психологический климат,
который «царил» от первого до последнего часа плавания. Открытость, дружелюбие, спокойное
достоинство были основой этого климата — двенадцать человек, различных по характеру, темпераменту,
жизненным установкам, привычкам в течение месяца, а то и более были «обречены» на совместное
ребывание в тесном, замкнутом пространстве шлюпки-«десятки» и на однообразный, физически нелёгкий труд.
Лишённые внешнего общения, ярких, неожиданных впечатлений. Нетрудно представить себе, какие
«глубины несовместимости» могли «разверзнуться» в такой ситуации!.. И ни разу — ничего.
Мы просто очень хорошо узнавали друг друга и, не говоря об этом вслух, просто осваивали великую основу
культуры: чувство локтя, дружелюбие, доброжелательность...
И ещё одно — очень важное. Забираясь в самые отдалённые уголки России, мы познавали свою страну — её неоглядность,
разнообразие и богатство её природы, таинственную прелесть её рассветов, шум проносившихся над нею гроз.
И её людей узнавали мы: деловитых и беспутных, молчунов и говорунов, миролюбивых и задиристых, покорных
и непокорных, рассудительных и бездумных...
Мы узнавали в походах страну и самих себя, а страна узнавала нас. По тельняшкам и по невиданным на
далёких реках парусам с ленинградской символикой, по нашим рассказам о Ленинграде, о Корабелке...
Ради этого взаимопознания стоило и мучиться с организацией походов, и ходить в них. И долго-долго,
всю жизнь помнить о них, как о самом ярком впечатлении своей жизни.
Так считают все шлюпари прежних лет на своих редких, к сожалению, но неизменно многолюдных сборах,
когда доктора наук, крупные проектировщики, лидеры судостроительной отрасли собираются вместе и
азартно, перебивая друг друга, предаются воспоминаниям. И никто из них в такие моменты не думает
об ответственных заданиях, об оставленных важных делах, о наваливающихся со всех сторон заботах.
Потому что в жизни каждого нормального человека непременно бывают моменты, когда возвращение в
прошлое становится самым главным, самым необходимым в жизни…
Густав Богуславский, писатель-историк, ректор «Университета Петербурга», участник семи шлюпочных походов
|
«За кадры верфям», № 13-14 (2287-2288), август 2005 г.
|
|
|
|
|
Густав Богуславский
|
|