На главную страницу

От Петра до... Петра (часть 3)

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Деревянное

Уйская губа встретила почти полным штилем. На песчаном берегу участники похода встали лагерем основательно — предстояла большая агитационно-пропагандистская работа.

Стоянка у поселка Деревянное стала самой насыщенной событиями за все время похода. В течение трех дней были проведены линейки, лекции, концерты в пионерских лагерях «Северный орленок», «Дружба», «Бригантина»; трудовой десант и встреча с работниками керамического производства Промкомбината; радушные хозяева по старинному русскому обычаю угостили озерных путников прекрасной жарко натопленной банькой; в последний день студенты устроили для пионеров близлежащих лагерей большой праздник Нептуна.

Увеличить

Встреча с пионерами

Провожала шлюпарей вся ребячья республика. Каждый отряд принес на пирс изготовленные своими руками сувениры. И скоро на ялах уже не было свободного места от рисунков, бумажных корабликов и других изделий юных умельцев. Дольше всех не отпускали агитбригаду «Тачанка», заставляя снова и снова петь полюбившиеся песни.

И вот шлюпки стали медленно двигаться по направлению к выходу из бухты. В небо ушли три прощальные ракеты. И еще долго попутный ветер доносил с берега еле слышные крики: — Приезжайте снова! Мы вас будем очень-очень ждать!

А перед шлюпками корабелов снова лежала волнующаяся водная дорога, на которой их приключения еще далеко не кончились...

Вниз по Свири

Наши шлюпки, покинув Шелтозеро, продолжают двигаться на юг. Позади последняя стоянка на онежском берегу в поселке Рыбрека. И вот, с хорошим попутным ветром шлюпочный отряд буквально «влетает» на парусах, в реку Свирь, соединяющую Онежское озеро с Ладожским.

Увеличить

Шлюпка под парусом

Через 50 километров — плотина электростанции. Пройдя шлюз, шлюпки причаливают к левому берегу. Это — Лодейное Поле. До 18 века на этом месте стояла деревушка Мокришвица, и проходил старинный Архангельский тракт. Местные жители занимались постройкой судов. Это использовал Петр I, основав в 1702 году верфь, получившую название Олонецкой. Здесь в том же году был спущен на воду первый 28-пушечный корабль-фрегат «Штандарт» — первенец будущего Балтийского флота. На этой верфи было построено свыше ста кораблей, участвовавших в сражениях Северной войны. С 1711 года верфь целиком переходит на строительство грузовых судов, которые отличались хорошими качествами. Здесь был построен шлюп «Мирный», который под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена совершил плавание вокруг Антарктиды в 1820 году. В 1807—09 годах В.М. Головин на шлюпе этой верфи «Диана» совершил переход из Кронштадта на Камчатку. Верфь прекратила работу в 1830 году. В 1832 году на месте, где стоял дом Петра Первого, был сооружен памятник в виде пирамиды высотой шесть метров.

Район Лодейного Поля вошел в историю Великой Отечественной войны. В июне 1944 года ударная группировка Советской Армии при содействии Ладожской и Свирской военных флотилий начала в районе Лодейного Поля наступательную операцию, в результате которой враг был разгромлен на Олонецком направлении.

Обо всем этом рассказал корабелам ветеран Великой Отечественной войны патриот родного города Б.М. Школьник во время экскурсии по Лодейному Полю. Участники похода также провели митинг у памятника на братской могиле воинов-защитников города, форсировавших Свирь, встретились с обитателями летнего городского пионерлагеря и бойцами стройотрядлв.

Вдоль берега Ладоги

В устье Свири у Свирицы шлюпки входят в Новоладожский канал.

На половине пути по каналу участников похода встречает Новая Ладога — город, возникший в связи со строительством обводного канала. Старейший педагог новоладожской средней школы З.П. Бушуева рассказала ленинградским студентам о том, как по приказу Петра «именитые» люди переехали из города Ладоги на устье Волхова, и поселение стало именоваться Новой Ладогой, сюда же перевели и административные учреждения, а древний город Ладога, что выше по Волхову, получил название Старой Ладоги.

Увеличить

Возложение цветов к памятнику морякам Дороги жизни

В Новой Ладоге у корабелов состоялись встречи с обитателями летнего трудового лагеря школьников и в рабочем общежитии с трудящимися новоладожского завода «Лаконд».

Шлюпочный отряд двигается все дальше по каналу. И вот, связанное с особо мрачной — блокадной — страницей в истории войны, название — Кобона. Именно здесь 22 ноября 1941 года открылось движение машин по уникальной дороге — ледовой трассе, которая получила имя Дороги жизни. Через Кобону, Леднево на мыс Осиновец шли грузы в осажденный Ленинград. Здесь особенно явственно чувствуется весь емкий смысл надписи на одном из монументов Дороги жизни — «Мужеством храбрых спасен Ленинград».

Увеличить

Экскурсия по крепости «Орешек»

Здесь наши шлюпки выходят из тесноты канала на простор Ладожского озера и, подняв паруса, при попутном ветре пересекают обширный залив и, минуя крепость «Орешек», входят в Неву.

Как неколебимый страж стоит у истока Невы город Петрокрепость. Нынешний «Орешек» на острове Ореховом был основан новгородцами в IX—X веках. При Петре Первом перестроенная и усиленная крепость получила название Шлиссельбург (ключ-город). После окончания Северной войны (1700—1721) она потеряла военное значение и была превращена в тюрьму. Ее казематы помнят декабристов, народовольцев, большевиков.

В годы Великой Отечественной войны крепости суждено было вновь преградить путь иноземным захватчикам. Небольшая горстка защитников выдержала шестнадцатимесячную осаду и не пропустила врага. Героизм защитников крепости помог сохранить единственный «наземный» путь снабжения города — ледовую трассу по Ладожскому озеру. В конце войны Шлиссельбург был переименован в Петрокрепость. Возле пристани смотрит на Неву памятник Петру Первому, воздвигнутый к 250-летию Ленинграда.

Встречай же нас, Петра творенье!

Увеличить

Последние гребки перед финишем

После короткого отдыха в Петрокрепости наш шлюпочный отряд двинулся в свой последний, 70-километровый, переход к родной ленинградской гавани. Весла бурунили воду особенно дружно. Мимо по берегам проплывали знакомые и овеянные боевой славой военного времени названия: Марьино, Кировск, Дубровка, Отрадное, Ивановское, Усть-Ижора...

Каждая точка на карте с маршрутом агитпохода «Дружба-86» может стать целой отдельной главой повествования. Все, что увидели и узнали участники похода не пропадет, не забудется. Они рассказывают об этом своим товарищам в институте, в подшефных школах, на маршрутах будущих походов. Ибо, как писала газета «Правда»: «...в жизнь вступают все новые и новые поколения. Чтобы стать сознательными творцами своей судьбы, им необходимо овладеть идейно-политическим и нравственным опытом предшествующих поколений, духовными богатствами, накопленными человечеством. Страницы боевой и трудовой летописи Отечества наполняют сердца юных чувством патриотической гордости, побуждают их к стремлению быть достойными продолжателями славных традиций отцов и дедов, унаследовать их трудовой и ратный героизм, стойкость, беззаветность в борьбе за торжество самых передовых идеалов».

...Шлюпки минуют один за другим ленинградские мосты, проходят мимо выстроившихся для парада в честь Дня ВМФ военных кораблей и идут дальше — в самое устье Невы, где намечен торжественный финиш похода в рамках военно-морского праздника у ЦПКиО им. Кирова.

С гранитной скалы на набережной Невы рвется вперед медный конь с медным всадником. Простертой в сторону реки дланью Петр указывает на движущиеся шлюпки корабелов и как бы безмолвно возглашает: «Отроки сии зело потребное дело вершат, не токмо овладевая наукой как флот российский укреплять, но и нами, и отцами их содеянное сберегают и приумножают в умах многих, что пользительность для государства имеет немалую и каждому примером такому поведению — быть!»

Борис САЛОВ, комиссар похода
Фото С. Довгялло

 

К началу страницы

«За кадры верфям», № 37 (1898), 18 ноября 1986 г.

 

 

Б.В. Салов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2015 К. Поляков