На главную страницу

«От Томска до Салехарда»

(часть 1)

Увеличить

2 июля 1970 года. Ст. преподаватель В.И. Жидков рапортует о готовности экипажей шлюпок к походу; через несколько минут они отправятся в путь.

Всякий институт нашей страны богат своими определенными, свойственными профилю данного института традициями. Одной из славных и давних традиций нашего института является проведение дальних шлюпочных походов. Наши шлюпки бывали у берегов Белого и Черного морей, Балтики и Азова, Ладожского и Онежского озер, многих рек и искусственных водохранилищ европейской части нашей страны. И вот впервые наши паруса увидели берега Оби — великой сибирской реки.

Используя многолетний опыт ЛКИ в организации и проведении дальних шлюпочных походов, секретариат ЦК ВЛКСМ 24 апреля 1970 года принял постановление о проведении силами студентов и преподавателей Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного института шлюпочного агитпохода по местам Всесоюзных ударных комсомольских строек Томской и Тюменской областей в рамках Всесоюзного агитпохода студенческой молодежи.

За последние 15 лет нами на веслах и под парусами в штиль и непогоду пройдено расстояние, превышающее половину длины окружности земного шара. В этом, двадцатом походе нам предстояло пройти еще 2600 км от г. Томска до г. Салехарда.

Увеличить

Некогда дикий и малонаселённый край — Западная Сибирь — становится одним из центров нефтедобывающей промышленности. Мы сфотографировали на память группу молодых строителей нефтепровода.

Летом прошлого года шлюпочники ЛКИ участвовали во Всесоюзном агитпоходе студенческой молодежи, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. 24 мая наши шлюпки отошли от Смольного и через два месяца закончили свой маршрут на родине Владимира Ильича — в г. Ульяновске. За этот период была проделана большая работа по лекционному и культурно-массовому обслуживанию населения волжских городов. Отчет о походе в виде альбомов был представлен на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Организаторы и участники этого похода весной нынешнего года были удостоены медалей и дипломов ВДНХ.

На участников агитпохода этого года возлагались разнообразные задачи: агитационно-пропагандистская работа среди населения и рабочих ударных комсомольских строек (проведение лекций и бесед, организация выставок и т.д.), культурно-массовая работа (концерты студенческой самодеятельности) и др. Особо выделялась задача проведения военно-патриотической работы, пропаганды славных боевых традиций Советского Военно-Морского Флота.

Нам поручалось также собрать материал о Западной Сибири, о ее крупнейших стройках, о се людях, о романтике и трудовой жизни молодых сибиряков. По окончании похода этот материал должен стать достоянием широкой молодежной аудитории. Поэтому при содействии ЦК ВЛКСМ в состав участников агитпохода были включены журналист, два фотокорреспондента ТАСС (один из которых прошел на шлюпках весь маршрут) и киносъемочная группа студентов Всесоюзного государственного института кинематографии.

Помимо перечисленных выше решалась в походе и чисто спортивная задача, связанная е осуществлением многодневного шлюпочного похода по великой сибирской реке.

Все эти разнообразные задачи учитывались в период подготовки похода, к которой ректорат, партком, комитет ВЛКСМ, профком и кафедра морской подготовки приступили в феврале. Комплектовалась шлюпочная группа (команды двух 10-весельных двухмачтовых морских шлюпок); гребцами на шлюпках были студенты всех курсов (со 2-го по 6-й) и преподаватели различных факультетов и кафедр.

Увеличить

На вёслах и под парусами преодолевают участники похода километр за километром бесконечной ленты великой сибирской реки.

Хочется, слегка забегая вперед, от имени всех студентов — участников похода — выразить искреннюю признательность и уважение таким замечательным людям, как доцент кафедры деталей машин В. К. Данилов, преподаватель кафедры теоретической механики Ю.П. Кулеш, преподаватель кафедры физического воспитания К.М. Немчинов, зам. декана приборостроительного факультета О.И. Ефимов, которые были душой похода. Их чуткость, непосредственность, большая забота об участниках похода сглаживали все трудности и неудобства походной жизни, способствовали поддержанию обстановки дружбы и товарищества, что в конечном счете явилось залогом успешного выполнения всех задач, возложенных на участников похода.

Общее руководство походом и командование шлюпками было возложено на преподавателей кафедры морской подготовки ЛКИ В.С. Руховца, В.И. Жидкова и В.В. Кутепова.

С целью более полного охвата культурно-массовой работой населения по маршруту похода было решено создать агитбригаду, идущую непосредственно на шлюпках. В качестве самостоятельного коллектива в состав агитпохода был включен вокально-инструментальный ансамбль «Гренада».

Центральный военно-морской музей предоставил агитбригаде кормовые флаги кораблей Советского Военно-Морского Флота, в том числе кормовой флаг легендарного крейсера «Аврора». Фотохроника ТАСС изготовила по заказу института комплекты большой фотовыставки, посвященной Военно-Морскому флоту СССР. Агитбригадой была изготовлена передвижная фотовыставка (17 стендов), состоящая из трех разделов: 1) Ленинград — город Ленина; 2) XVI съезд ВЛКСМ; 3) комсомольские стройки Западной Сибири. Все эти материалы широко использовались во время похода. Подготовка к проведению похода (включая транспортировку шлюпок и снаряжения в г. Томске) была завершена к 25 июня.

...2 июля в 16 часов под звуки оркестра на пристани г. Томска в четком строю появляются участники похода. Начинается митинг молодежи и жителей г. Томска, посвященный началу похода. На берегу представители ОК КПСС, ОК ВЛКСМ, Облвоенкомата и прессы. Звучит торжественный рапорт о готовности участников к переходу по маршруту Томск—Салехард. В теплых словах напутствия представители ОК КПСС и ОК ВЛКСМ желают участникам похода успешного завершения этой почетной миссии.

Долгожданная команда: «Весла на воду!» Первые, еще робкие взмахи весел начинают счет километрам перехода.

Погода не радует. Хмуро. Ветер-сразу же «мордотык», как шутя называют ребята встречный ветер. Нелегко тем, кто впервые отправляется в столь дальнее путешествие: без дружеской руки шлюпочных «волков» приходится туговато. Однако отбор членов шлюпочных команд, волевое состояние гребцов дают надежную гарантию успеха в предстоящем переходе.

Первые безрадостные встречи с неизменными спутниками тайги — комарами. Не слишком приятно, но ждали худшего. Первые ночевки в обществе комаров. Дневальные спасаются «репудином» и накомарниками. Днем на реке комариков меньше. Их отсутствие компенсируют назойливость и безжалостность слепней и оводов.

Увеличить

Город Колпашево. Районный военно-спортивный лагерь. Корабелы рассказывают призывникам о бессмертных подвигах русских и советских моряков.

На горизонте — г. Колпашево. Встреча на летней эстраде с жителями города. Концерт. По окончании — прогулки по саду и городу. Беседы с людьми, интересующимися нашим походом. Ночлег на культбазе речников, а на следующий день — встреча в районном военно-спортивном лагере с призывниками Советской Армии и Флота. Даем композицию о боевых флагах кораблей. Ребята, затаив дыхание, слушают рассказы о бессмертных подвигах русских и советских моряков. Вечером — концерт-встреча с речниками на их культбазе.

Ранним утром дневальные поднимают нас уже привычной командой. Завтрак. Пошли. Погода не балует. Застигает проливной дождь со встречным ветром. Все промокло. Становимся в п. Мумышево. В заброшенном доме устраиваемся на просушку с ночлегом. На мокрых одеялах спать не совсем приятно. Ждешь скорого наступления утра, чтобы согреться на веслах.

О нашем походе уже потекла, опережая течение реки, молва. Молва о славных парнях из Ленинграда, идущих на шлюпках. Встречные обгоняющие нас большие и малые речные суда приветственными гудками ободряют ребят и придают силы и уверенности в выполнении заданий похода. Постепенно втягиваешься в режим гребли, руки грубеют, но крепнут, километры становятся менее длинными, а юмор и непринужденность обстановки в шлюпках порой сокращают длинные километры до едва различимых расстояний.

Парабель (райцентр) встречает нас ласковым сибирским солнышком. Такие минуты терять нельзя. Развешиваем паруса и одеяла на просушку, расстилаем куртки, все намокшие вещи. Обходя огромные лужи и просто грязь, пробираемся по дощатому «асфальту» до стадиона. Там нас на летней эстраде восторженно встречают труженики райцентра.

С теплыми словами приветствия обращается к нам зав. отделом пропаганды и агитации РК КПСС Б. Щетинин: «... своим трудом, дорогие товарищи, вы не только доставляете нам нескончаемое удовольствие, но и помогаете успешнее решать стоящие перед нами производственные задачи... Крепкого здоровья, большого счастья! Счастливого плавания, дорогие друзья!»

Евгений Раскопов,
фото автора

 

К началу страницы

«За кадры верфям» № 24 (1268) от 14 сентября 1970 г.

 

 

Евгений Раскопов 

«От Томска до Салехарда»

(часть 2)

Ранним утром берем курс на Нарым. Это место когда-то было знаменито своим острогом. С большим интересом осмотрели мы музей политкаторжан. А вечером два концерта-встречи — с жителями Нарыма и с трудящимися Нарымского шпалозавода.

Погода устанавливается. Ветер начинает «заходить», звучит команда: «Поднять паруса!» А это очень приятно. Есть время немножко отдохнуть. Впереди поселок Каргасок.

И вскоре перед изумленными каргасокцами удивительная картина: к поселку направляются под всеми парусами две бригантины, словно сошедшие со страниц Грина. Вскоре с берега становятся четко различимыми надписи на парусах «Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт», эмблема города Ленина, символ комсомола и карта маршрута. Дружеские приветствия. На берегу нас встречают представители РК КПСС, районного отдела культуры, пресса.

В РК КПСС состоялась беседа с первым секретарем, обаятельным, интересным человеком. Он с гордостью за свой район рассказывает нам о больших переменах, о перспективах развития, о жизни тружеников района; очень обстоятельно, деловито отвечает на наши вопросы.

А в районном Доме культуры уже собираются жители райцентра на встречу с участниками похода. Рассказываем о целях и задачах агитпохода, показываем свои фильмы, фотовыставки, даем концерт. Зрители долго не расходятся, тепло благодарят нас.

Еще не успели утихнуть аплодисменты, как появляется за кулисами комиссар районного ССО А. Курилович. Он говорит, что рядом находится лагерь стройотряда Томского госуниверситета «Берег комариной кости».

Увеличить Увеличить Увеличить

Времени 22 часа 45 минут, но мы, позабыв, что за эти сутки еще толком не ели, принимаем решение идти к ним. У входа в лагерь нас встречает огромный красный транспарант: «Иностранное слово "романтика" по-русски звучит "работа"». Здорово сказано. Нас радостно встречают жители «Берега». Тут же начинаем импровизированный концерт. С первой же песни Н. Лиманского и А. Романовского устанавливается незримая связь между студентами Ленинграда и старинного города Сибири.

Уже за полночь, а встреча в самом разгаре. Загорается костер дружбы, нас приглашают на кофе. Затем — снова песни, шутки, обмен значками. На прощание в нашей книге отзывов появляется запись: «...Трудно сказать, еще труднее написать, но мы надеемся, что вы чувствуете наше расположение к отличным, мужественным, смелым, не боящимся комаров Сибири парням ЛКИ. Томск ждет вас! Тридцать футов под килем и попутного ветра!».

Добрые пожелания гостеприимных сибиряков видно дошли до «небесной канцелярии». Устанавливается великолепная погода почти до самого конца похода. По нашему маршруту — рабочий поселок Стрежевое. О вдохновенном труде строителей Стрежевого. о романтике, героике этого труда, о колоссальном размахе строительства, о ни на секунду не засыпающем поселке невозможно рассказать. Это надо увидеть и прочувствовать! И нам особенно приятны и дороги воспоминания о встречах с этими славными людьми.

Начинается встреча в «Комарике». Надо сказать, «Комарик» — очень распространенное в Сибири название: это и студенческие лагеря, и столовые, кафе, клубы. В Стрежевом «Комарик» — летняя эстрада. Нас поразило: каждый зритель — большой и маленький — приходил на концерт с веткой дерева. Зрительный зал во время концерта напоминает небольшую кустарниковую рощу, раскачиваемую ветром.

Концерт проходит с огромным успехом. По окончании концерта начинается встреча со студентами объединенного отряда городов Томска. Орла, Казани и Магнитогорска. Лагерь находится рядом с «Комариком», на крутом, обрывистом берегу Оби. На сей раз нашей «эстрадой» являются строительные бетонные плиты. Парни оборудуют площадку: устанавливают микрофоны, усилители, подтаскивают бревна, подсыпают щебенку. Зрители располагаются огромным амфитеатром, используя такие же блоки, автомашины.

Встречу начинает руководитель похода В.С. Руховец. Он рассказывает о целях и задачах похода, о славных традициях нашего города и института. И затем, над обским простором полились наши песни. Так уже повелось, концерт наш состоит из двух отделений: одно-строго со сцены, второе — около традиционного костра. Здесь уже концерт принимает рамки творческого соревнования: поем мы, поют они и т. д.

Студенческие строительные отряды, работающие в Стрежевом, по праву носят гордое имя «Нефтяник», а сама стройка — «Нефтеград». На прощание в книге отзывов у нас появляется запись: «Парням Ленинградского кораблестроительного института от побратимов 60-й параллели города Стрежевого огромное спасибо за отличную встречу! Так держать, старики! Счастливого плавания! Попутного ветра!»

Евгений Раскопов,
фото автора

 

К началу страницы

«За кадры верфям» № 25 (1269) от 21 сентября 1970 г.

 

 

Евгений Раскопов 

«От Томска до Салехарда»

(часть 3)

17 июля 1970 г. Мы на Обских просторах Тюменской области. Еще недавно мы мало что знали о ней. А теперь сообщения о делах тюменских постоянно передаются по радио, не сходят с полос центральных газет — это Тюмень заговорила богатством своих недр, оказалось, что в глубинах этого огромного края лежит океан нужного человеку тепла-океан нефти и газа.

За успехи в хозяйственном и культурном строительстве, в освоении нефтяных и газовых месторождений Тюменская область в июне 1967 года награждена орденом Ленина.

Первый пункт нашего маршрута — Нижне-Вартовск. Стоит великолепная погода. На катере вокруг шлюпок курсируют работники местного телевидения, фотокорреспонденты местных газет. А на берегу нас уже ждут представители общественности и жители поселка Нижне-Вартовск. Теплые слова приветствия, радостные улыбки, дружеские рукопожатия. Чувствуется огромный размах строительства. Нескончаемые потоки машин, бесконечная лента «бетонки», сети ажурных вышек, кранов — все говорит о созидании, о вдохновенном труде человека, покоряющего Сибирь.

В ДК «Нефтяник» разворачивается наша фотовыставка, там собираются партийные работники на свой актив. С рассказом о международном и внутреннем положении перед собравшимися выступает наш великолепный лектор доцент С.В. Ксенофонтов. А в это же время жители слушают рассказ о походе В.С. Руховца по телевидению. На телестудии как раз были представители студенческих строительных отрядов Украины; дело в том, что над всеми стройками Тюменской области шефствуют студенты Украины. Нас пригласили выступить в «Ласточке». «Ласточка» — это лагерь Винницкого объединенного стройотряда. Нас поразила исключительная чистота, опрятность, какая-то неповторимая прелесть «Ласточки». Надобно заметить, что в лагере нет ни единой девушки, только парни, притом все довольно солидного возраста. Концерт в сугубо мужском обществе прошел отлично. Отзыв о концерте был тоже по-мужски сдержанным. Вот он полностью: «Благодарим за концерт. Приезжайте к нам в Винницу. Ласкаво просимо. Комиссар отряда В. Петров».

На следующий день агитбригада покинула шлюпки. Начинался очень напряженный участок пути в смысле большой насыщенности строительными площадками, поселками нефтяников. Начинался Самотлор — огромное месторождение нефти. Все расположено вдали от берегов Оби. И для того, чтобы побывать у людей, добывающих черное золото, увидеть своими глазами жизнь этих замечательных людей, необходим был вертолет.

19 июля. Воскресенье. Агитбригада с утра направляется в РДК на концерт. Уже второй день с нами встречается и просит нас о концерте комиссар ССО «Мега-70» Киевского политехнического института. После окончания концерта в РДК нас уже ждет самосвал. И хотя воскресенье — студенты работают. В обеденный перерыв, прямо в столовой, обедая вместе с ребятами из ССО, рассказываем о походе и даем импровизированный концерт. Все на ходу. Они спешат на работу, мы — на вертолет до Урьевска.

Начинается полет. Увидеть бескрайние просторы Сибири, посмотреть на разлив великой сибирской реки, притом не с очень большой высоты, когда имеешь возможность все хорошенько разглядеть, — зрелище захватывающее. Только вот после посадки продолжительное время стоит страшный шум в ушах. Садимся где-то на клочке земли внутри огромного кедрового массива на бревенчатый настил, называемый посадочной площадкой для вертолета. Кругом огромные кедры, болота, комары. Вдали два деревянных домика и большое сооружение из бетонных блоков. Надпись: «Добро пожаловать на стройку Урьевска». Здесь, ни на минуту не приостанавливаясь, идет сооружение нефтеперекачивающей станции. Население Урьевска около 200 чел., из которых 82 — студенты ССО «Кибер-70» Киевского института инженеров гражданской авиации.

Помещением для одновременной встречи строителей Урьевска с группой участников агитпохода стройка не располагает. Имеется небольшая комната, которая служит и кинозалом, и библиотекой, и мастерской художника, и на эту ночь — гостиницей для агитбригады.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Решение было таким: в 20 часов концерт-встреча со строителями Урьевска, в 22 часа — со студентами КИИГА. По окончании нашего четвертого в этот день концерта мы еще долго беседовали со студентами из Киева, подарили стройке нашу выставку: «Военно-Морской флот на страже Родины». Утром мы пошли осмотреть эту важнейшую стройку.

А потом сердечно распрощались со строителями Урьевска, чтобы продолжить свое путешествие по Самотлору.

Самотлор на языке местного населения, хантов, означает «Мертвое озеро». И до недавнего времени оно действительно было таким: спрятанным среди непроходимых таежных болот. Но несколько лет назад разведчики обнаружили здесь богатейшие месторождения нефти. И Самотлор ожил. Перспективы Самотлора грандиозны. 2 апреля 1969 года Самотлор дал стране первую промышленную нефть. Сегодня это крупнейшее месторождение дает тысячи тонн высококачественной нефти в сутки.

После встреч с геологами Мегиона мы прибыли в г. Сургут. Первые впечатления о нашем пребывании в Сургуте строители города выразили так: «...выражаем большую благодарность за рассказ о городе Ленина и о славных студентах Кораблестроительного института. Желаем успехов в дальнейшем трудном переходе по Северу».

В этот же день поздним вечером состоялась встреча в ССО «Галичанка». У традиционного костра на «эстраде», представляющей собой деревянный настил на двух автомобильных осях с колесами, долго звучали наши песни и рассказы.

Всего мы в Сургуте пробыли три дня, дав шесть концертов, на них побывало около 2000 человек. Запомнилась нам встреча со строителями Сургутской ГРЭС. Далеко в тайге идет эта огромная комсомольская стройка. Мы прибыли туда к обеденному перерыву. На строительной площадке, перед огромным бетонным корпусом стоял с закрытыми бортами автомобиль, двое рабочих устанавливали микрофон, динамики. Стали собираться строители. Кто постарше, рассаживались в автобусе напротив, некоторые, притащив кирпичи, какие-то ящики, рассаживались в тени от автобуса, а те, что совсем молоды, просто расселись на крыше строящегося корпуса.

Вечером состоялась встреча с тружениками Сургута в новом районе города в клубе «Рубин». Клуб переполнен. Наша выставка и кинофильмы смотрятся с огромным интересом. После концерта, под долго несмолкающие аплодисменты, нам вручается колба с Сургутской нефтью, подарок нефтяников Самотлора.

Евгений Раскопов,
фото автора

 

К началу страницы

«За кадры верфям» № 27 (1271) от 10 октября 1970 г.

 

 

Евгений Раскопов 

«От Томска до Салехарда»

(часть 4)

Двое суток пути — мы в столице Ханты-Мансийского национального округа.

Ранним утром субботнего дня в речном порту собрались руководители партийных и советских органов округа и города, представители общественных организаций, печати, радио и телевидения. В строю замерли участники шлюпочного перехода. Девять часов утра. Плавно швартуется к дебаркадеру белоснежный красавец теплоход «Ленинский комсомол». На нем прибыла группа писателей братских социалистических республик, представителей многонациональной советской литературы — участников Дней советской литературы в Тюменской области.

Как только гости ступили на берег, прозвучала команда: «Смирно!». Руководитель похода В.С. Руховец отдает рапорт секретарю правления Союза писателей СССР Г.М. Маркову. Георгий Мокеевич приветствует студентов, здоровается.

В числе гостей известные широкому кругу читателей лауреат Государственной премии Антонина Коптяева, лауреат Ленинской премии Сергей Смирнов, кинодраматург Александр Штейн, сатирики Григорий Горин, Аркадий Арканов, и многие другие, чьи книги полюбились и прочно вошли в жизнь советских людей.

Сергей Смирнов, Александр Штейн и Григории Горин принимают наше приглашение совершить прогулку на шлюпках по Иртышу. Сразу же завязывается задушевная беседа. Таким интересным людям есть о чем рассказать.

Сергей Сергеевич очень лестно отзывается о нашем походе 1967 года по Черному и Азовскому морям.

26 июля. День Военно-Морского Флота. Стадион «Спартак», 15 часов; На поле появляется первый секретарь Горкома комсомола выпускник ЛКИ, участник шлюпочного похода по Волге Вячеслав Чикирев. Он от имени ханты-мансийцев сердечно приветствует посланцев города Ленина, вручает грамоты, памятные подарки. Затем начался праздник. Во вторник, 28 июля, ханты-мансийцы собрались около наших шлюпок, чтобы сердечно попрощаться с участниками похода. Секретарь ГК КПСС тов. Озолина сказала:

— Сегодня день прощания с участниками похода. Очень жаль расставаться с этими замечательными ребятами... Мы глубоко уверены, что это не последняя наша встреча. Полных парусов ветра, ленинградские корабелы!

Звучит песня «Прощай, любимый город». Шлюпки отходят от берега.

Наш путь — на север Тюменской области. Идут дни. Шлюпки приближаются к Игриму.

Утро встречает нас попутным ветром. Река Сосьва, по которой мы идем, немного уступает Оби по ширине разлива. Ветер крепчает. Все говорит о том, что будет гроза. Однако нам жаль терять такой хороший «фордак» (попутный ветер). Решили идти в дождь, не убирая паруса. Вдруг ветер ослаб. Паруса, лишившись своего патрона, беспомощно повисли на реях. Но мы увидели, что на нас быстро надвигается огромная белая стена. Мы подумали, что это, очевидно, сильный ливень и ветром поднимается водяная пыль. И вдруг шквал невероятной силы заставил команду выскочить из-под чехла. Шлюпка легла на правый борт.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

— Травить шкоты! — эту команду можно было бы и не давать, так как шквал успел сделать то, чего не успела команда. Шкоты вырваны из рук, хлопают подобно кнуту пастуха. Шлюпка выпрямилась.

— Паруса долой! — несколько человек бросилось к фока-фалу. Новый шквал прижал мачту к нагелю, зажав фал. Отдать его было невозможно.

— Рубить фал топором! — «Старый морской волк», душа команды Коля Комаров бросился к топору.

— Уключины вставить, весла разобрать!

— Весла на воду! — Ребята дружно навалились. Волны разбиваются па носу шлюпки. Барашки быстро завоняют всю поверхность реки. Шлюпки, раскачиваясь, направляются к берегу.

— Всем за борт! — Кто в чем был — выскочили за борт, в холодную воду. Волна не заставила себя долго ждать и, налетев сзади, обрушилась на корму. Все, что было на кормовом сиденье, незамедлительно оказалось на рыбинах. Шлюпку необходимо поставить бортом к волне, чтобы ее не заливало, накренив в сторону берега. Волны и здесь оказали посильные услуги командам, лихо выбросив шлюпки на берег.

Разожгли костер. Закурили даже те, кого подчас просто не представляли с папиросой. Шторм утихал., Ребята группами собирались на берегу и, увлеченно размахивая руками, делились впечатлениями. Через полчаса все были в шлюпках. Поход успешно продолжается.

Впереди — Березово. Поселок большой, один из старейших в Сибири. Здесь отбывал ссылку и умер сподвижник Петра Первого Александр Меншиков.

Березовский район — один из основных в области по заготовке пушнины.

Направляемся на встречу в РДК. Разворачиваем в фойе фотовыставки. Даем «Вечер знамен», концерт.

Поход вступил в завершающую стадию. Впереди Салехард — конечный пункт нашего маршрута, город, лежащий на полярном кругом.

За 40 суток нелегкого пути парни овладели всеми тонкостями шлюпочного искусства. Есть, что показать огромному скоплению встречающих на высоком берегу салехардцев. Однако обский ветер и здесь не совсем нам благоприятствует. Опять «мордотык». Показать лихой подход под парусами не удастся. Принимаем решение — походить галсами у берега и затем четко подойти на веслах. Притом это уже не те весла, что уходили из Томска. Все отточено, отполировано в 2600-километровом переходе.

Четким строем, с развевающимися флагами поднимаемся по лестнице к памятнику павшим борцам за установление Советской власти па Севере. Наш командир, ст. преподаватель В.С. Руховец рапортует секретарю ГК КПСС Л.А. Рочевой об итогах завершенного шлюпочного агитпохода, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Нас тепло приветствуют представители общественности города. Молодежь и пионеры в знак глубокого уважения преподносят нам букеты живых цветов. Как это трогательно — живые цветы на Полярном круге!

Прямо здесь, у обелиска, начинается наш концерт. Все трудности пути, все неприятные случайности в итоге вознаграждались незабываемыми встречами с интересными людьми этого неповторимо чудесного, гостеприимного края. А это поистине самый ценный подарок!

Вот как выразили к нам свои симпатии салехардцы: «Их было мало, но все в тельняшках, хорошо подготовлены, каждый работал за десятерых. Они принесли в наши холодные края тепло своих сердец, запах моря, любовь к Родине и своему институту. Спасибо вам!!! Приглашаем, будьте добры, приезжайте!»

Этот поход значительно обогатил нас, заставил шире взглянуть на мир, кое-что переоценить в своих взглядах и мнениях, многое увидеть заново. И мы, из дальних странствий возвратясь, будем готовить новый маршрут. Следующий шаг будет не повторением, а продолжением пути!

Евгений Раскопов,
фото автора и фотокорреспондента ТАСС О.И. Кузьмина

 

К началу страницы

«За кадры верфям» № 29 (1273) от 26 октября 1970 г.

 

 

Евгений Раскопов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков