|
Ладога | |||||||||||||
Главная > Ладога > Общие сведения | |||
|
Общие сведения Статистика Ладожское озеро (историческое название Нево) — озеро в Карелии и Ленинградской области, самое большое озеро в Европе. Площадь озера — около 18 тыс. кв. км. Объем — 837 куб. км. Длина с юга на север — 219 км. Наибольшая ширина — 138 км. Глубина — в северной части от 70 до 260 м, в южной — от 20 до 70 м. Высота — 4,8 м над уровнем моря. Период водообмена — 11 лет. На рисунке — фото из космоса с сайта Google. Водный баланс Озеро подпитывается через реку Свирь от Онежского озера, а через реку Волхов — от озера Ильмень. В него также впадают реки Вуокса, Сясь, Назия и другие (всего около 70 рек). Нева — единственная река, вытекающая из Ладожского озера. Примерно 85% приходной части водного баланса даёт приток речных вод, 13% - атмосферные осадки и 2% - приток подземных вод. Около 92% расходной части баланса идёт на сток Невы, 8% - на испарение с водной поверхности. Острова На Ладожском озере около 660 островов общей площадью 435 кв. км. Самые крупные острова - Риекалансари, Мантсинсари, Кильпола, Тулолансари, Валаам. Наиболее известны на Ладожском озере Валаамские острова - архипелаг из примерно 50 островов площадью порядка 36 кв. км, и остров Коневец. На фото Юха Таскинена — остров Байонной. Особенности Ладога отличается бурным нравом, но часто усиление ветра в одной части озера сочетается с почти штилевой погодой в другой. Было замечено, что когда после западных и северо-западных ветров наступает короткое затишье, а потом потянет с севера или северо-востока, то скорее всего через 1-2 часа разыграется шторм. Штили здесь наблюдаются чаще всего в июне, но в течение очень короткого времени. В июле и августе в тихую погоду бывают миражи. Вглядываясь вдаль, вы вдруг обнаруживаете острова там, где их никогда не было. Иногда вместо острова на горизонте обрисовываются контуры судна, или настоящий остров на глазах поднимается и парит над водой. Мы видели такие миражи в 1996 году на подходе к Салми (высотные дома) и в 2005 году около Валаама (несуществующий огромный маяк). Ладога принадлежит к самым пресным озерам мира, ладожская вода содержит в 2 раза меньше растворенных солей, чем Байкал. Это делает ее очень прозрачной, особенно в районе Валаамского архипелага. Из-за холодного придонного слоя воды в Ладоге очень малое количество бактерий — основных «чистильщиков», поэтому способность ладожской воды к самоочищению очень низкая. Уровень воды сильно меняется год от года. Период высокой и низкой воды длятся по 5-15 лет, разница между максимальным и минимальным уровнями составляет около 3 м. Зимой в теплые годы озеро замерзает не полностью, и открытая центральная часть озера остается свободной ото льда. Толщина льда на озере в зависимости от суровости зимы колеблется от 50 до 110 см. Наибольшей толщины лед достигает в конце марта — начале апреля. Озеро начинает вскрываться в апреле у южного берега и в шхерах северной части. Если подуют сильные северные ветры, то масса льда сгоняется в Шлиссельбургскую губу, а оттуда в реку Неву. Тогда по ней проходит второй — ладожский — ледоход. Судоходство Судоходство на Ладоге известно с древних времен. В 9-12 веках через нее шел водный торговый путь «из варяг в греки», cвязывающий Северную Русь с Южной, Скандинавию и Прибалтику с Византией. Наиболее интенсивное транспортное значение Ладога приобрела в петровские времена. На берегах озера стали создаваться верфи, строиться каналы. Системой каналов Ладожское озеро в начале 18 века было связано с Верхней Волгой. Но частые волнения издавна являлись огромной помехой судоходству. В устье Волхова иногда собирались до 500 судов в ожидании благоприятной погоды. Это послужило причиной сооружения по южному берегу Ладоги обходных каналов. По условиям судоходства Ладожское озеро приравнено к морю. Сейчас 80% грузов, идущих по озеру, составляют транзитные перевозки из Балтики на Волгу и Белое море. Поэтому трасса Свирица — Петрокрепость является самой оживлённой транспортной линией. В северо-западной части Ладоги основную долю составляют круизные суда, доставляющие туристов на Валаам из Петербурга, Приозерска, Сортавала и других городов. Во время войны Во время Великой Отечественной войны перевозки по Ладоге были единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. Во время навигации перевозки осуществлялись Ладожской флотилией, а зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7 миллиона тонн грузов. Менее известно, что по всему побережью Ладожского озера шли ожесточенные бои с финнами, в которых принимали участие 7-ая армия и моряки Ладожской флотилии. Об этом напоминает памятник на скале в бухте Рауталахти, который мы по мере сил поддерживаем в порядке.
|
|
|||||||