На главную страницу

«Северная Двина-81». Часть 3

10.07.81 — пятница.

Проснулись в одиннадцать часов, примерно. После парусного перехода все тело ныло от напряжения на руле. Лагерь снимали не торопясь. По Сухоне пошли на веслах. Меньше чем через час гребли подошли к последнему шлюзу (шлюз № 7). Сейчас стоим, ждем, когда нас будут шлюзовать (14:40).

После шлюзования гребли полтора часа, подменял Володю Медведева (он дневалил). Потом я очень жалел об этом, т.к. вместо меня шлюпкой управлял Мочалов и при подходе к пристани в Соколе недостаточно погасил инерцию шлюпки, и из-за этого при шабашениии левое полузагребное весло сломалось. Гена Курныкин теперь гребет запасным кривым веслом. На пристани в Соколе в шлюпки сели Сей, Агафонов и Пескин. Пескин еще на пристани начал меня учить — ему не понравилось, что на банках лежала одежда. Мне это было неприятно.

На ночь стали лагерем за Соколом. В Вологду командование людей отпускать не собиралось. Сей полон решимости закончить поход в Архангельске и поэтому рвется пройти Сухону как можно быстрее.

11.07.81 — суббота.

Подъем в 6:00, отход в 7:40.

На первом часу гребли зафордачились за теплоход «Тверца» и прошли так километров пятнадцать до Устья-Вологодского. В Устье-Вологодском магазине базы снабжения речников, на наше удивление, было масло, шоколад, различные соки и сиропы. Здесь мы были свидетелями того, как со швартовых сорвался дебаркадер с ошвартованной у него баржой и все это плыло вниз по реке перегородив реку почти от берега до берега.

Хорошо, что рядом было два буксира и они не дали далеко уплыть этому сооружению, а то оно могло бы наломать дров на Сухоне. Перед обедом почти все купались нагишом, даже кое-кто из командиров. Пока писал эти строки во время обеденного перерыва, меня совсем замучили оводы и слепни. Откуда только их столько набралось? Я уже набил их не меньше 20 штук. Больше писать не в состоянии. Вступаю в борьбу с кровососущими насекомыми.

Сегодня Шура придумал новый военно-морской термин — «нагельман». Это для названия тех гребцов, которые сначала гребут в навалку так, как будто их на нагель посадили, но потом быстро скисают.

12.07.81 — воскресенье.

Вчера Володю Н. под вечер в мошонку укусил слепень. Володя громко и долго орал от боли. Вчера же при обгоне шлюпки № 1 Герман Геннадьевич Агафонов обозвал ее военно-морским тазиком с ручками внутрь.

Сегодня с утра начали фордачиться. Погрузка в шлюпки была произведена в спешке, т.к. сразу после завтрака на фарватере был замечен фордак. Это был буксир с двумя баржами. Со шлюпки № 1 Серега Макеев, как вертолет, стал крутить над головой концом. С буксира в мегафон дали нам разрешение стать на буксир, но хода срубить не пожелали. Из-за этого стать на буксир не смогли.

Но вскоре из-за поворота реки появился газовоз «ТН-02»,который согласился взять нас на буксир и подрубил хода. Зафордачились мы за него почти без труда. К сожалению, меньше, чем через час буксировки мы отцепились от газовоза и пошли самостоятельно, т.к. подошли к участку реки с односторонним движением, и газовоз должен был ждать, когда пройдут суда снизу. Газовоз, правда, пообещал взять нас снова на буксир после прохождения участка реки с односторонним движением, но почему-то обещания потом не выполнил — прошел мимо быстрым ходом не обращая никакого внимания на нас. Признаться, мы были обескуражены. Слава Богу, на наше счастье почти сразу за газовозом шел буксир с двумя баржами, который подрубил хода и взял нас на буксир. Выяснилось, что буксир тянет баржи до Тотьмы, это как раз то, что нам нужно. Народ сразу стал разлагаться — стирать белье, бриться, спать, играть в карты, петь песни под гитару и прочее. В карты играл даже сам Агафонов. После полудня пообедали сухим пайком: банка тушенки на троих, банка сгущенки на двоих и маленький кусочек хлеба. Погода стоит жаркая, ярко светит солнце, на небе ни облачка.

Чтобы хоть как-то освежиться, народ на ходу опускает за борт в воду голову, ноги, руки, поливает тело водой из ладоней. Очень отравляют жизнь кровососущие насекомые — слепни и оводы; беспрестанно приходится с остервенением лупить себя ладонями по телу пытаясь хоть как-то уменьшить количество укусов. Наша шлюпка идет на буксире за первой, т.к. у нас сломан транец и первыми мы идти не можем. Мне как старшине приходится почти все время сидеть на руле. Хорошо хоть в полдень меня на два часа подменил Гена, и я поспал, а вот сейчас пока я пишу, на руле сидит Агафонов и очень умело работает на руле. Он мне начинает все больше и больше нравиться, т.к. держится очень просто и никого из себя не строит. Очень общителен и легко сходится с людьми.

Сейчас начало пятого вечера. Идем мимо селения Туповец. Только что к нам вплотную подходила мотолодка «Казанка» с парнем и двумя девушками на борту, интересовались куда мы идем. Мы просили их купить нам хлеба, т.к. у нас уже не осталось ни крошки. К сожалению, в магазине перерыв до 17:00, и им не с руки нас догонять после открытия магазина, поэтому они отказались. Хотя, вообщем-то, были не против помочь нам. Только что прошли сотый километр с утра. Как сказали нам девушки с «Казанки», до Тотьмы еще километров восемьдесят, т.е. около 8-9 часов буксировки. Сухона сейчас беспрерывно петляет, делает крутые повороты, поэтому на руле все время нужно работать.

Ширина реки сейчас около 100-150 метров. Берега сейчас стали более живописны, появились хвойные породы деревьев по берегам, а кое-где белым частоколом растут березки. Довольно часто по реке ходят пассажирские суда типа «Заря», но почему-то чаще они идут вверх по течению. Совсем забыл написать, что к нам присоединился институтский фотограф Ермолаев, который сейчас находится на барже, на которую он пересел с катера «Путейский» сразу после того, как мы зафордачились.

Встретили одноместный катамаран полутораметровой длины и шириной сантиметров шестьдесят. В нем греб мужчина парой распашных весел, причем, сидя лицом вперед. Спереди и сзади мужчины на поплавках лежало походное снаряжение. Скорость катамарана заметно меньше скорости наших шлюпок (примерно около 4,5-5 км/час, на мой взгляд).

Поскольку буксируемся уже больше 6 часов, то изобрели новый способ отправления естественных надобностей — стоя на коленях на старнкнице.

17:20. Уже минут десять сижу на сторнкнице лицом к солнцу и свесив ноги за транец и опустив их в теплую воду. Кайф неописуемый! На румпальнике — Агафонов.

15.07.81 — среда.

Торч! Жаркое солнце каждый день и охрененная гребля! Вперед и только вперед! 12.07 — пробуксировались 160 км до Тотьмы. Заночевали. 13.07 — утром в пионерлагере агитбригада дала концерт. Днем были в Тотьме. Ничего там хорошего нет. Почти все, если не все, церкви полуразрушены, в магазинах тоже ничего интересного нет. После Тотьмы 13.07 прошли километров 60. 14.07 — прошли около 75 км. 15.07 — сегодня уже прошли около 50 км (это до обеда за 5 часов гребли). Произошла резкая смена пейзажей: берега реки стали высокими и обрывистыми, из песчанника, покрыты хвойными породами деревьев. Появились перекаты, фарватер сужается порой метров до 15. Из строя начали выбывать первые люди: Ушаков Павел и Татаринцев Игорь (оба с нашей шлюпки). Ушаков здорово сгорел на солнце — начала трескаться кожа. Татаринцев, забивая в берег кол для носового, ударил лезвием топора себя почти в темячко. Слава Богу, врачи говорят, что ничего опасного у них нет и, что скоро оба поправятся, только оба не должны грести. Оба ведут себя молодцом, не хнычут, не жалуются и даже рвутся хоть как-то помочь другим.

13, 14 и 15.07 — были дни рождения у Жени Труба, Вани Удачина и Димы Кузнецова. В их честь звучали поздравления, взвивались в небо ракеты и каждому было подарено по банке сгущенки.

Сегодня ночью спали в клубе в какой-то деревне на левом берегу Сухоны ниже Нюксеницы. Вчера вечером на берегу у шлюпок без командиров была устроена вечеринка в честь именинников. Шура Козлов сегодня с утра выглядит мрачно и не хочет ничего соображать. Из-за выхода из строя двух человек с нашей шлюпки, я сегодня гребу на правом баковом. Весло кривое, банка расположена высоко, жарко — я потихоньку охреневаю.

16.07.81 — четверг.

Вчера за 9 часов прошли 95 км. Вечером долго не могли найти место для стоянки — везде было мелко. Из-за этого легли спать во 2-ом часу ночи, а подъем, как всегда, Сей объявил в 6 часов утра. Невыспавшиеся сегодня отгрябали 45 км и пришли к обеду в Великий Устюг. Я, к сожалению, совсем охренел от гребли и не проявил особого интереса к многочисленным памятникам старины этого древнего русского города. Меня больше интересовали напитки, мороженное, баня.

С кайфом попарился и помылся в бане. Баня здесь преотличная. На каждой скамье индивидуальный душ и краны с горячей и холодной водой. Парилка тоже отличная. В бане взвесился — сейчас вешу 64,5 кг, а еще весной весил около 68-69 кг. Напился виноградного сока. Сначала пили стаканчиками, время от времени заходя в продуктовый магазин, а после бани купили на троих (Серега Макеев, Пит Голышев и я) 3-литровую банку виноградного сока и потом выпили ее еще с несколькими нашими мэнами, которых встретили в парке. Сегодня на шлюпке № 1 сломали весло — теперь у нас нет запасных весел. У Олега Макарова начала болеть печень — он уезжает домой как только достанет билет. Теперь у нас нет и запасного гребца.

17.07.81 - пятница.

Из Великого Устюга ушли в третьем часу дня. Успел посмотреть церковь Св. Покрова, краеведческий музей и слазил еще на колокольню. Все было очень интересно. Напоследок еще слопал две шаньги (нечто вроде ватрушек).

Сегодня гребли часа три-четыре и фордачились 1 ч. 10 мин. На ночь остановились перед мостом через Малую Двину не доходя до Котласа километров 10.

Во время гребли придумывали новые способы передвижения шлюпки. Среди них был и такой: буксировка шлюпки за носовой фалинь толпой гребцов вплавь, гребцы держат фалинь зубами, а старшина погоняет их отпорником.

18.07.81 — суббота.

Утром пришли в Котлас. С городом знакомились в течение полутора часов. В книжных магазинах ничего интересного для себя не нашел. Зато в продмаге поел ватрушек, пирожков и шаньг. При отходе шлюпку Шуры навалило на дебаркадер из-за плохого табанивания гребцов. Потом они долго выбирались из этого положения. Нашу же шлюпку в перерыве между гребными часами нанесло на мель, и нам тоже пришлось повозиться прежде, чем мы вывели ее на фарватер. На третьем часу гребли поймали фордак «КЦБК-5» и долго буксировались за ним. В общей сложности после Котласа прошли 118 км. От Котласа до Архангельска 613 км. Таким образом оставшиеся 500 км нам нужно пройти за неделю. График движения очень напряженный — более 70 км в день.

19.07.81 — воскресенье.

Не в кайф! В погоде произошли резкие изменения: рано утром пошел дождь, похолодало. После завтрака загрузили в шлюпки все кроме двух палаток, в которых сидела вся толпа в ожидании фордака. Дневальный стоял на берегу и в подзорную трубу высматривал фордаки. Вскоре после завтрака был замечен какой-то пароход. Палатки срубили в мгновенье ока. Отошли от берега и стали брать фордак, но он не пожелал нас брать на буксир и не срубил хода. К счастью, дождь к этому времени окончился, и начался гребной день. После четырех часов гребли прошли 45 км и стали на обед. Я здорово продрог, т.к. пока ловили фордак, сидел почти голый на сторнкнице. Потом одел штаны, ботинки на голые ноги и ватник на голое тело, но так и не согрелся. Уже перед обедом только утеплился, одел еще фланелевку под ватник. В шлюпке после нескольких экстренных отходов на ловлю фордака полным полно песку, т.к. никто не успевает помыть или отряхнуть свою обувь. Это особенно приводит в расстройство боцмана Гену. Перед обедом на последнем часу гребли провели эксперимент — поменяли местами загреба с полубаковымы. Вот началась потеха! На новых полубаковых сразу начали катить бочку — мол это вам не на загребах сидеть, кончилась ваша власть!

Надо признать, что в этом варианте шлюпка наша продолжала отрываться от шлюпки № 1, что не могло меня не радовать. Я аж ерзал и подпрыгивал на сторнкнице, наслаждаясь этим зрелищем. Еще в начале похода Шура Козлов сказал, что, очевидно, поход можно будет разделить на три фазы, суть которых можно выразить словами: «Жарковато. Мокровато. Плоховато». Сегодня началась вместе с циклоном вторая фаза похода — «Мокровато».

20.07.81 — понедельник.

Вчера остановились на ночь в д. Троица. Ночевали на дебаркадере на втором этаже. Было тепло и уютно.

Сегодня начали свое движение от 365 км. С утра стоял туман и ориентироваться на фарватере было очень трудно, т.к. буи были едва различимы. С утра идет слабенький дождик. Благо он прерывается в среднем на час, а продолжается минут десять так, что мы даже не прерываем гребли. Я почти все время нахожусь в химкомплекте. На обед стали на 325 км.

Кстати, забыл написать, что вчера после обеда мы фордачились за самоходкой «ГТ-102» до самой Троицы.

После обеда сразу пошли под рарусинкой полными курсами. Таким образом прошли за ДвинскОй БерЕзник и остановились на 300 км. При выгрузке стали устраивать сходни. Серега Коломыцев принес большой камень и бросил его со всего размаху в воду у борта шлюпки, обдав всех фонтаном брызг. При этом особенно пострадала куртка Володи Новицкого. Месть его была проста и оригинальна — он просто руками из-за борта наплескал воды на Серегин рюкзак. Серега же стоял на берегу, скрипел зубами, ругался, но сделать ничего не мог, чтобы спасти свой рюкзак.

Перед обедом сегодня еще заходили в Рочегду и гуляли там целый час. Очень понравилось это селение нам своей чистотой и опрятностью. Везде деревянные тротуары, симпатичные деревянные дома.

После обеда мимо нас проходил фордак и что самое удивительное — никто не захотел его брать, т.к. все считали, что можно вполне спокойно после обеда отгрябать пару часиков и остановиться на ночь в ДвинскОм БерЕзнике.

Вчера вечером пять человек устроили себе баню на берегу после ужина. Натаскали кучу камней, накалили их дровами, поставили сверху палатку, плескали на камни водой и парились. Помылись они неплохо. Но пару было маловато, т.к. палатка была дырявая и хорошо продувалась ветром.

Теперь, мне кажется, наступила третья фаза похода — «Плоховато». С утра дует крутой мордатык, который разводит волну. Идти очень трудно. До обеда за три часа прошли около тридцати километров, но потом стало сильно заливать водой бак, и мы остановились на обед возле какого-то дебаркадера, кажется, на 270 км.

Перед обедом произошло небольшое разложение команды. Сначала в магазин (в 1 км от стоянки) пошли кэпы, потом старшины и старики, а потом и молодые. Причем все это было пущено на самотек. У шлюпок остались только дневальные и Гоша Сахаров, который в подзорную трубу с бугра сек фордаки. Надо ж так случиться, что спустя час после того, как мы стали на обед, мимо нас прошел хороший фордак. Гоша во все горло кричал: «Фордак!» — но его никто, кроме дневальных, не слышал.

Сразу после обеда Гоша снова начал сечь фордаки пока дневальные мыли посуду. Шура Козлов и Серега Макеев пошли в это время в магазин за водкой (водку отпускали с 3-х часов). Договорились, что если будет фордак, то я пускаю в небо ракету, и Шура с Серегой быстро бегут к шлюпкам. Мы как в воду смотрели. Спустя минут десять после ухода Шуры и Сереги Гоша крикнул: «Фордак!» Это была самоходка. Дневальные начали быстро мыть и грузить в шлюпку посуду, все засуетились. Я послал боцманенка Андрея Головина вдогонку за Шурой с Серегой и потом выпустил ракету. Потом Шура рассказал мне, что они уже успели занять очередь в магазине, когда к ним подбежал Андрей, а, когда они сделали первые шаги по направлению к шлюпкам, увидели мою ракету и прибавили ходу. Прибежали они в самый раз вовремя. Мы быстро отвалили и успешно взяли на фордак «ГТ-102», который любезно подрубил хода для этого. Прошли мы за ним от 270-го до 190-го км. Пока фордачились, прошли мимо хороших и удобных мест для стоянки. Шура и Никитка несколько раз предлагали Сею отцепиться и стать на ночевку в этих местах, но Сей объявил, что сам будет выбирать место. И выбрал его у мелкого берега. Нам пришлось шлюпки тащить метров десять по песчанному дну и все равно до берега осталось метра 3-4 воды.

Кстати, после обеда погода стала резко улучшаться: ветер стих, тучи рассеялись, волна улеглась, т.е., в принципе, мы могли бы и грябать. Об этом во все время фордачения бубнил Гена, сетуя на то, что в этом походе мы зверски фордачимся, а надо бы и погрести.

Сергей Головинов
1981 г.

 

К началу страницы

(ранее не публиковалось)

Ссылки по теме

С. Головинов. «Северная Двина-81». Часть 1

С. Головинов. «Северная Двина-81». Часть 2

С. Головинов. «Северная Двина-81». Часть 4

Поход «Северная Двина-81». Фотографии

 

 

Сергей Головинов 
 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков