|
|
|
|
ШЛЮПКА ЯЛ-6: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
на основе материалов книги
«Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков,
Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)
Что такое шлюпка?
Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью весел,
паруса или подвесного мотора.
В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества гребцов, шлюпки делятся
на барказы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки.
Ялы — легкие шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству весел
ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвесельные. Поэтому их называют соответственно
«шестерка» (ЯЛ-6), «четверка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2).
Шестерки и четверки — гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными моторами; двойки — гребные.
Все шлюпки имеют кормовой срез — транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца).
|
Назначение шлюпок
Шлюпки имеют многоцелевое назначение. С их помощью на флоте решаются следующие
задачи:
- сообщение с берегом и другими кораблями;
- помывка или покраска борта;
- промерные, водолазные и другие работы на воде;
- завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
- транспортировка различных грузов;
- оказание помощи терпящим бедствие судам;
- подрыв плавающих мин;
- своз десанта;
- доставка разведывательных групп;
- спасение личного состава в случае гибели корабля.
Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость,
настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость,
наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует
формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
|
Нормы эксплуатации
Для шестивесельных ялов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости:
- при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах — 13 человек,
- при движении под парусами — 8 человек,
- при движении под мотором — 7 человек,
- при ветре силой до 3 баллов под мотором — не более 13 человек.
Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается.
Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира).
На шестивесельных ялах разрешается перевозить не более 2,5 т жидких и сыпучих грузов (вода, песок).
При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море,
приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке
офицеров, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки.
|
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Длина наибольшая | 6,1 м |
Ширина наибольшая | 1,85 м |
Высота на миделе (от киля до планширя) | 0,91 м |
Вес со снабжением и запасом | 910 кг |
Полное водоизмещение | 1,92 т |
Площадь парусов | 20,4 кв.м. |
Осадка при полном водоизмещении | 0,5 м |
Пассажировместимость на вёслах | 13 чел. |
Пассажировместимость под парусами | 8 чел. |
Мореходность (волнение) | 4 балла |
Мореходность (ветер) | 5 баллов |
|
Устройство (общий вид)
На рисунке показан общий вид деревянной шлюпки ЯЛ-6. Для того, чтобы
увеличить это изображение (также как и любой другой рисунок на этом сайте), нужно
щелкнуть по нему мышкой.
Набор шлюпки и его крепление: 1 — киль; 2 — форштевень; 3 — кноп;
4 — ахтерштевень; 5 — стальная кница; 6 — транцевая доска (транец); 7 —
привальный брус; 8 — брештук; 9 — подлегарс; 10 — шпангоуты.
Съемные детали 11 — руль; 12 — кормовой решетчатый люк; 13 — носовой
решетчатый люк; 14 — рыбина; 15 — заспинная доска; 16 — пиллерс (стойка);
17 — кильсон; 18 — носовой цепной подъем; 19 — кормовой цепной подъем;
20 — пробка для спуска воды (шлюпка с правого борта корабля).
Детали корпуса и дельные вещи: 21 — обшивка; 22 — планширь;
23 — буртик; 24 — ширстречный пояс (ширстрек); 25 — шпунтовый пояс;
26 — баковая банка; 27 — мачтовая банка; 28 — средняя банка;
29 — загребная банка; 30 — кормовое сиденье; 31 — сиденье для рулевого
(кормовая кница); 32 — степс фонарной стойки; 33 — планка фонарной стойки;
34 — носовой рым для фалиня; 35 — галсовый гак; 36 — прижимная
гайка и шайба кильсона; 37 — степс для мачты; 38 — башмак пиллерса;
39 — упор (упорка) для ног; 40 — флюгарка; 41 — направляющая планка
для заспинной доски; 42 — обвязка транцевой доски; 43 — металлическая кница;
44 — чака под металлическую кницу; 45 междубаночная чака; 46 — деревянная прокладка под стальную кницу;
47 — мачтовая наметка; 48 — нагель; 49 — вант-путенс;
50 — утка для кливер-шкота; 51 — утка для фока-шкота; 52 — фасонный обушок;
53 — подуключина; 54 — петля руля с оковкой; 55 — перо руля;
56 — головка руля; 57 — отверстие для сорлиня; 58 — стержень для
навески руля; кормовой рым для фалиня.
|
Деталировка
На следующем рисунке показаны детали набора и дельные вещи шлюпки ЯЛ-6.
Деталировка: 1 — киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт;
5 — килевая полоса (оковка, подкильная полоса); 6 — фал-стем; 7 — кноп (носовая кница);
8 — ахтерштевень; 9 — транцевая доска (транец); 10 — кормовая металлическая кница;
11 — деревянная прокладка под кницу; 12 — болты крепления; 13 — кильсон; 14 — степс мачты;
15 — степс фонарной стойки; 16 — башмак пиллерса; 17 — застёжка башмака
пиллерса; 18 — пиллерс; 19 — рым носового цепного подъёма; 20 — носовой цепной подъём;
21 — скоба цепного подъёма; 22 — обух цепного подъёма; 23 — болт крепления
кильсона; 24 — кильсонная шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъём;
27 — обойма носового цепного подъёма; 28 — обойма кормового цепного подъёма;
29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой решётчатый люк;
31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор (упорка) для ног;
34 — вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого люка;
35 — кормовой решётчатый люк; 36 — упор (упорка) для ног;
37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки);
39 — шпангоут; 40 — привальный брус; 41 — планширь; 42 — буртик; 43 — подлегарс;
44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака; металлическая кница;
46 — нагель; 48 — планка с гнездом для нагеля; 49 — планки мачтовой намётки;
50 — мачтовая намётка; 51 — подуключина; 52 — уключина; 53 — обушок для
штерта; 54 — штерт для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тросовый талреп;
57 — коуш ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для
спускной пробки; 61 — кожаная прокладка; 62 — заспинная доска; 63 — направляющая планка;
64 — фасонный обушок для фока-шкота; 65 — сиденье для рулевого (кормовая кница);
66 — обвязка транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня;
68 — кормовой фалинь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока;
71 — степс флагштока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.
|
Покраска шлюпок
Военно-морские шлюпки окрашиваются следующим образом:
- снаружи и внутри до подлегарсов включительно — в шаровый цвет;
- выше подлегарсов до привального бруса — в белый цвет;
- ширстречный пояс — под цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок правого борта и
красный для шлюпок левого борта;
- привальные брусья, планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут
покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.
|
|