На главную страницу
Шлюпка

Шлюпка

• Общие сведения
• Корпус
• Парус
• Предметы снабжения
• Морские узлы
• Ремонт
• На вёслах
• Под парусом
• Экстрим
• Старшинам
• Экзамен
Словарь

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

с иллюстрациями

A Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

А

АВРАЛ
работа по срочному вызову всего личного состава, когда одна вахта не может справиться с выполнением задания.
Автономность
длительность плавания без пополнения запасов.
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ
якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленкым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название «адмиралтейский якорь» появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.
Андреевский флаг
кормовой флаг кораблей российского флота с изображением на белом полотнище голубого диагонального креста святого Андрея Первозванного, покровителя христианства на Руси. Учрежден в 1699 году.
Анемометр
прибор для измерения силы ветра.
АНКЕРОК
(голл. anker) — деревянный бочонок, емкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
АХТЕРШТЕВЕНЬ
(голл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля шлюпки. К ахтерштевню подвешивается руль.

Б

Бабочка
способ несения парусов на шлюпке, когда на полных курсах кливер выносят на противоположный, по отношению к фоку, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе.
БАК
(голл. bak) — носовая часть шлюпки от форштевня до мачты.
БАКАН, БАКЕН
большой поплавок, иногда с колоколом, иногда с фонарем, стоящий на якоре для обозначения опасного мелкого места.
БАКОВЫЙ
гребец, выполняющий работу на баке (сидит на мачтовой банке).
БАКШТАГ
1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра; 2) снасти, держащие мачту с боков и сзади.
БАКШТОВ
трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
БАЛЛ
число, обозначающее силу ветра или волны по шкале. По принятой у нас шкале Бофорта сила ветра обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а волны — от 0 до 9.
БАНКА
1) мель среди глубокого места; 2) скамейка, сиденье на шлюпке.
БАНТЫ
усиливающие накладки, которые нашиваются на углы паруса.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ
такелаж, обеспечивающий маневры с парусами и рангоутом: фал, шкоты, галсы.
БЕЙДЕВИНД
курс корабля под острым углом к ветру.
БЕНЗЕЛЬ
перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
БЕСЕДКА
деревянная доска, служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
БОЦМАН
руководитель палубной команды судового экипажа, заведует всеми работами на палубе и содержанием судна в чистоте.
БОУТ
деталь паруса, усиливающая накладка из парусной ткани, пришиваемая в наиболее нагруженном месте, подверженном растяжению или истиранию (углы парусов, места крепления снастей для взятия рифов и т.п.). Боут распределяет усилие на значительную площадь паруса.
БРЕШТУК
деревянная накладка на кницу, соединяющую привальные брусья и форштевень.
БУГЕЛЬ
кольцо из плоского металла на рангоуте. Бугель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
БУЙ
см. БАКАН.
БУРТИК
полукруглый дубовый или ясеневый брусок, защищающий борта шлюпки от ударов при швартовке.

 

К началу страницы

В

ВАЛ
отдельная крупная волна.
ВАЛЕК
утолщенная часть весла, примыкающая к рукояти.
ВАЛКОСТЬ
недостаточная остойчивость, склонность судна от малейших причин наклоняться набок; валкость считается плохим и даже опасным свойством судна.
ВАНТ-ПУТЕНСЫ
железные обушки, за которые заводятся ванты.
ВАНТЫ
(голл. want) — тросы, укрепляющие мачты с боков, являясь оттяжками к борту и несколько в корму. Изготавливаются из стального или пенькового троса.
ВАХТА
дежурство на корабле.
ВЕХА
шест с поплавком, поставленный на якоре или на камне. На верхнем конце крепится или подобие метлы из толстых прутьев, или цветной флаг. Вехами обставляются мели и другие препятствия на пути кораблей, например затонувшие суда.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ
объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема равен весу корабля.
ВООРУЖЕНИЕ
оснастка судна, совокупность рангоута, такелажа и парусов.
ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ
дежурный матрос на носу корабля или шлюпки, наблюдающий за горизонтом и немедленно сообщающий обо всем, что он увидит, командиру.
ВЫБЛЕНКА
1) на больших кораблях — ступенька из троса на вантах; 2) выбленочный узел.

 

К началу страницы

Г

ГАК
металлический крюк. В шлюпке наиболее важную роль играют галсовый гак , за который крепится кливер-галс, и гак для крепления фока-галса.
ГАЛС
1) снасть, притягивающая с наветра нижние углы прямых парусов; на шлюпке есть кливер-галс (галс кливера) и фока-галс (галс фока ). 2) если ветер дует справа, то говорят: судно идет правым галсом, если слева — левым галсом.
ГАЛФВИНД, или полветра
курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 80-100° по отношению к курсу судна, ветер дует перпендикулярно курсу судна.
ГАЛЬЮН
туалет на судне.
ГИЧКА
лёгкая и узкая шлюпка, предназначенная для разъездов капитана и офицеров торговых судов.

 

К началу страницы

Д

ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ (ДП) судна
вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
ДИФФЕРЕНТ
(фр. difference) — разница углубления судна в воде между кормой и носом. Дифферент на корму обычно делается для придания судну лучшей поворотливости. Дифферент на нос, наоборот, ухудшает поворотливость и придает судну некрасивый вид. Если судно имеет дифферент на нос, то моряки говорят: «Судно сидит в воде свиньей».
ДРАИТЬ, надраивать
туго натягивать, в переносном смысле — оттирать, очищать что-нибудь. Например, моряки говорят: «драить медяшку», что значит начищать до блеска медные детали.
ДРЕЙФ
(фр. derive) — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влияние ветра, течения, сильной волны и напора льда. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.
ДРЕК
шлюпочный якорь.
ДРЕКТОВ
якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

 

К началу страницы

Е

ЕСТЬ
слово заменяющее на флоте ответы: хорошо, слушаю, понял, будет исполнено. Происходит от английского слова Yes (Да).

 

К началу страницы

Ж

Живучесть
способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.

 

К началу страницы

З

ЗАГРЕБНОЙ
ближайший к рулевому гребец, по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.
ЗЫБЬ, мертвая зыбь
пологое волнение без ветра, иногда может достигать крупных размеров; бывает или после продолжительного ветра, когда море не может сразу успокоиться, или перед ветром, когда по соседству дует сильный ветер и гонит перед собой волну. Мелкая зыбь, или рябь — малое волнение.
Зюйдвестка
широкополая морская непромокаемая шляпа.

 

К началу страницы

И

ИДТИ
судно идет, его экипаж, принимающий участие в движении корабля, также идет. Пассажиры, которых везут моряки, едут. Например, пассажир сообщит: «Я еду на корабле», а моряк же скажет: «Я иду на корабле».

 

К началу страницы

К

КАБЕЛЬТОВ
(голл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины.
КАБОЛКА
толстая нить, из которой свиваются тросы, которые состоят из прядей, а пряди из каболок.
КАМБУЗ
(голл. kombuis) — судовая кухня.
КАНАТ
канатом назывались самые толстые тросы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом.
КИЛЬ
(англ. keel) — продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.
КИЛЬСОН
внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.
КИЛЬВАТЕР
1) струя за кормой идущего судна; 2) строй судов идущих друг за другом в одной линии с одинаковым расстоянием между ними. Идти в кильватер — значит идти вслед за впереди идущим судном.
КИСА
мешок для хранения парусов и инструментов.
КЛЕВАНТ
1) конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался; 2) небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине; употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
КЛЕТЕНЬ, клетневка
предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где от подвергается постоянному трению.
КЛИВЕР
1) один из косых парусов на бушприте кораблей; 2) передний парус шлюпки.
КНИЦА
треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна. В шлюпке металлическими кницами крепятся банки. В корме шлюпки расположены также две кницы, на которых при движении на вёслах сидят старшина и командир шлюпки. Поэтому они часто называются старшинскими кницами.
КОК
судовой повар.
КОМПАС
(голл. kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идет судно.
Компасный курс
курс судна по компасу.
КОНЕЦ
1) снасть небольшой длины на судне; 2) собственно конец любой судовой снасти. Подать конец — значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать конец — значит принять его обратно.
КОНЕЦ КОРЕННОЙ
условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
КОНЕЦ ХОДОВОЙ
условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
КОРМА
задняя оконечность судна.
Коса
низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря.
КОУШ
металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
КРАНЕЦ
обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно.
КРЕН
наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром.
КРЕНГЕЛЬС
кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы вделываются в шкаторины парусов для ввязывания галсов и шкотов при взятии рифов.
КРУЧЕ ДЕРЖАТЬ
держать ближе к направлению ветра.
КУРС СУДНА
горизонтальный угол между северной частью меридиана и ДП судна по направлению его движения.
КУРСОВОЙ УГОЛ
горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо предмет (др. судно, маяк и т.п.). Курсовой угол отсчитывается от 0 до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта.

 

К началу страницы

Л

ЛАВИРОВАТЬ
двигаться вперед зигзагами против ветра.
ЛАГ
1) инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости хода; 2) борт корабля. Например, отшвартоваться лагом (т.е. боком) к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.
ЛЕВЕНТИК
положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего им в кромки ветра.
ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ
остановить ход судна и держаться на месте, не отдавая якоря, расположив соответствующим образом паруса или маневрируя машинами.
ЛЕЙКА
деревянный или пластмассовый черпак для откачивания воды из шлюпки.
ЛИКТРОС, или ликовина
трос, которым обшит для прочности парус.
ЛИНЬ
тонкий растительный трос окружностью до 25 мм (диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров), свиваемый из каболок.
ЛОТ
прибор, измеряющий глубины, с его помощью достают образцы грунта со дна моря.
ЛОЦИЯ
1) часть науки о кораблевождении; 2) руководство для мореплавателей, подробное описание морей и омываемых ими берегов, маяков, знаков, створов и т.д.
ЛОЦМАН
(голл. loodsman) — моряк-судоводитель, занимающийся проводкой кораблей в определенном районе: в проливе, порту, фиорде, канале.
ЛЮВЕРС
круглое отверстие в парусе, тенте, чехле и т. п., оплетенное тросом или бжатое металлическим кольцом, для продевания веревки, снастей; также само металлическое кольцо.

 

К началу страницы

М

МАНЕВРИРОВАТЬ
управлять судном или отрядом кораблей, меняя направление движения и скорость хода.
МАРКА
несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
МАТ
ковер, сплетенный из прядей или каболок старого троса.
МАЧТА
вертикально или почти вертикально установленное рангоутное дерево, служит для подъема парусов и тяжестей.
МАЯК
1) башня с особо устроенным фонарем на вершине; 2) плавучий маяк — судно, поставленное на мертвых якорях у мели, находящейся далеко от берега. Плавучие маяки имеют характерную окраску, надпись крупными буквами на борту, шары из толстых прутьев и сильные фонари на вершинах мачт.
МЕЛКОВОДЬЕ
часть моря с малыми или относительно малыми глубинами.
МЕЛЬ
мелководный участок дна моря (озера, реки), отделенный от берега глубокой водой. Мель, начинающаяся непосредственно от берега, называется отмелью.
МИЛЯ
морская мера длины, равная 1852 метрам.
МУШКЕЛЬ
массивный деревянный молоток для такелажных работ.

 

К началу страницы

Н

НАБОР СУДНА
совокупность всех брусьев дерева и полос фасонной стали, составляющих скелет или каркас корабля.
НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА, берег, борт
сторона, берег, борт, от которых или со стороны которых дует ветер.
НАГЕЛЬ
Стальной или деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. На шлюпках два нагеля используются для крепления намётки и фала при постановке парусов.
НАДРАИВАТЬ
начищать.
НАПОЛНИТЬ ПАРУСА
подставить паруса ветру так, чтобы они надулись и судно получило ход.
НАЙТОВ
прочная связка двух или нескольких предметов тросом. Принайтовать — привязать; снайтовать — связать друг с другом.
НОС судна
передняя оконечность судна, завершающаяся форштевнем.

 

К началу страницы

О

ОБВОДЫ КОРПУСА
внешняя форма корпуса судна.
ОБЕЗВЕТРИТЬ ПАРУСА
повернуть их или судно так, чтобы ветер пришелся в боковую кромку парусов и они заполоскали или стали левентик.
ОБСТЕНИТЬ ПАРУСА
повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход.
ОБУШОК
металлическое кольцо для проводки троса. На шлюпке есть также разрезные фасонные обушки, через которые пропускают фока-шкот.
Оверкиль
переворачивание судна вверх килем. Используется для ремонта шлюпок. Поворот оверкиль во время перехода называется опрокидыванием (см. статью об учебных опрокидываниях).
ОВЕРШТАГ
переход с бейдевинда одного галса на бейдевинд другого галса через линию ветра.
ОГОН
заплетенная на тросе петля.
ОДЕРЖИВАТЬ
приказание рулевому замедлить начавшийся поворот судна.
ОСАДКА
углубление корабля в воду, измеряемое в футах или метрических мерах.
ОСТОЙЧИВОСТЬ
способность судна, получившего крен, быстро выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого положения центра тяжести, делает судно валким и даже опасным, оно может перевернуться. Чрезмерная остойчивость делает качку слишком стремительной, порывистой и расшатывает не только мачты, но и корпус судна.
ОТВАЛИТЬ
отойти от пристани или другого судна.
ОТДАТЬ
отвязать, открепить ту или иную снасть; отдать паруса — распустить их; отдать якорь — бросить его в воду.
ОТМЕЛЬ
мель, соединенная с берегом.

 

К началу страницы

П

ПАРУС
движитель, предназначен для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани.
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами.
ПИЛЛЕРС
вертикальная стойка, поддерживающая банки шлюпки.
ПИРС
пристань на сваях, устроенная перпендикулярно к линии берега.
ПЛАНШИРЬ
горизонтально положенная толстая доска твердого дерева, ограничивающая верхний борт судна.
«ПОЛУНДРА!»
«берегись!». От голландского слова «фалль ундер» — «падает вниз». Предупредительный окрик.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра носом.
ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД
поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра кормой.
ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА
способность судна изменять направление движения. Наряду с устойчивостью на курсе поворотливость характеризует одно из важнейших мореходных качеств — управляемость.
ПОДВЕТРЕННЫЙ БОРТ
борт противоположный тому, на который дует ветер.
ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА
стальная полоса, которая предохраняет киль и форштевень шлюпки от повреждений.
ПОДЛЕГАРС
доска, проходящая вдоль борта, на которой лежат банки.
ПОДУКЛЮЧИНА
металлическая накладка на борт, в которую вставляется уключина. Иногда имеет утку для крепления кранцев при швартовке.
ПРИБОЙ, или буруны
волнение у берега.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС
доска, которая соединяет шпангоуты, форштевень и ахтерштевень с внутренней стороны корпуса шлюпки.
ПРИВЕСТИ
править ближе к линии ветра, править круче.
ПРИХВАТИТЬ
слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой - это значит подвязать временно.

 

К началу страницы

Р

РАЗДЕРНУТЬ
полностью отпустить, ослабить снасть.
РАКС-БУГЕЛЬ С ГАКОМ
металлическое кольцо, обшитое кожей, которое может свободно перемещаться по мачте. Имеет гак, с помощью которого реек поднимается на мачту.
РАНГОУТ
(голл. rondhout — круглое дерево) — собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.
РЕЁК
1) рангоутное дерево, служащее для привязывания верхней шкаторины парусов и поднимаемое вместе с парусом по мачте с помощью фала, закладываемого за ракс-бугель; 2) любой тонкий и длинный деревянный брус круглого сечения, используемый на судне.
РЕЗЕН-КИЛЬ
верхняя часть киля, расположенная целиком внутри судна.
РЕЙД
более или менее закрытое от ветров место перед входом в порт.
РИФ
1) гряда камней или коралловых образований, срытая под водой или едва из нее выступающая; 2) ряд завязок у паруса для уменьшения его площади во время усиливающегося ветра.
РИФ-БАНТЫ
полосы парусины, нашиваемые на парус параллельно его нижней шкаторине, для увеличения прочности паруса в месте прохода риф-штертов.
РИФ-ШТЕРТЫ
короткие тросы, ввязанные в люверсы (риф-гаты) и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
РУМБ
1/32 часть горизонта. Картушка (кружок, прикрепленный к магнитной стрелке компаса) разделена на 32 румба и, как всякая окружность, на 360. Компасные румбы, считая от севера через восток, юг и запад, носят следующие названия: норд(N), норд-тен-ост(NtO), норд-норд-ост(NNO), норд-ост-тен-норд(NOtN); норд-ост(NO), норд-ост-тен-ост(NOtO), ост-норд-ост(ONO), ост-тен-норд(OtN), ост(O), ост-тен-зюйд(OtS), ост-зюйд-ост(OSO), зюйд-ост-тен-ост(SOtO), зюйд-ост(SO), зюйд-ост-тен-зюйд(SOtS), зюйд-зюйд-ост(SSO), зюйд-тен-ост(StO), зюйд(S), зюйд-тен-вест(Stw) и далее: SSW, SWtS, SW, SWtW, WSW, WtS, вест (W), WtN, WNW, NWtW, NW, NWtN, NNW, NtW, N.
РУМПЕЛЬ
рычаг у руля для управления им. На шлюпках прямой румпель используют при движении под парусами, а изогнутый — на вёслах (изгиб предназначен для огибания флагштока).
РУНДУК
ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
РУПОР
металлическая конусообразная труба для усиления голоса. Большой рупор, сделанный из прессованного картона ли линолеума, называется мегафон.
РЫБИНЫ
деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
РЫМ
металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т.п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных. В шлюпке есть носовой и кормовой рымы для крепления фалиней , а также рымы носового и кормового цепных подъёмов.
РЫНДА
судовой колокол.
РЫСКЛИВОСТЬ
стремление судна бросаться в сторону ветра.

 

К началу страницы

С

СВАЙКА
круглый металлический клин, похожий на большое и толстое шило, употребляется при такелажных работах.
СВЕЖИЙ ВЕТЕР
сильный ровный ветер, не дошедший еще до степени бури.
СЕЗЕНЬ, или шлейка
короткая плетенка или кусок троса, служащая для крепления убранных парусов.
СЛАБЛИНЬ
трос, которым парус прикрепляется к рейку.
СОРЛИНЬ
линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к шлюпке. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.
СПЛЕСЕНЬ
сплетенные вместе два конца троса.
СПУСКАТЬСЯ
поворачивать судно, увеличивая угол между курсом корабля и направлением ветра.
СТЕПС
гнездо, в которое вставляют нижний конец (шпор) мачты.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ
такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута (ванты, бакштаги).
СТРОП
отрезок троса, сплетенный концами в круг или в петлю.
СТРОПКА
маленький строп, который удерживает ноги гребца, чтобы тот не упал при отвалке назад.
Судовая роль
список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на судне, фиксацией времени и порта прибытия/убытия. Составляется на бланке, где указано название судна и порт его приписки.

 

К началу страницы

Т

ТАБАНИТЬ
грести веслами в обратную сторону.
ТАКЕЛАЖ
совокупность всех снастей на судне. Стоячий такелаж на шлюпке — ванты и бакштаги. Бегучий такелаж включает фал, галсы и шкоты.
ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
изготовление из троса различных изделий, обработка троса для такелажа.
ТАЛРЕП
род талей или натяжной винт для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза. На шлюпках талрепами иногда называют талрепные узлы для обтягивания вант и галсов.
Тельняшка
трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами. Введена в русском флоте в 1862 году.
ТОЛЧЕЯ
неправильное высокое и короткое волнение.
ТОП
верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, флагштока.
ТРАВЕРЗ
положение какого-нибудь знака на берегу или предмета на воде, перпендикулярное к курсу судна.
ТРАВИТЬ
постепенно выпускать, ослаблять трос или снасть.
ТРАНЕЦ
нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
ТРАП
лестница на корабле.
ТРЕТНАЯ СТРОПКА
стропка, которая служит для «подвешивания» рейка на гак ракс-бугеля при подъеме паруса. Название связано с тем, что она отделяет примерно 1/3 рейка, считая с носа.
ТРОС
общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др. Толщина троса измеряется всегда по окружности.
Тузик
небольшая шлюпка.

 

К началу страницы

У

УВАЛИВАНИЕ ПОД ВЕТЕР
противоположность приведению, разворот судна точно по ветру. Судно уваливает — самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
УЗЕЛ
1) условная мера скорости, обозначающая морскую милю в час; 2) узел на тросе (см. страницу Узлы).
УКЛЮЧИНЫ
металлические приспособления в виде ухватов для упора весел при гребле.
УПОРКА
деревянная доска, набитая на рыбины для того, чтобы гребцы упирались в нее ногами.
УТКА
точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.
УХОДИТЬ ОТ ВОЛНЫ
держать при попутном шторме столько парусов, чтобы волна не могла догнать судно и вкатить с кормы, «накрыть», по морскому выражению, что очень опасно.

 

К началу страницы

Ф

ФАЛ
снасть в виде специальных талей, служащая для подъема рангоутных деревьев и парусов.
ФАЛИНЬ
трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
ФИОРД
узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвленный морской залив с крутыми и высокими берегами.
ФЛАГМАН
(голл. vlagman) — командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля.
ФАРВАТЕР
глубокий проход среди мелей и других подводных опасностей. Обычно обозначается по обеим сторонам бакенами или вехами.
ФЛАГ
прямоугольное полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани — флагдука — разных цветов и служащее отличительным знаком. Флаги делятся на сигнальные и национальные, означающие какому государству принадлежит данное судно, причем национальные флаги разделяются на военные, торговые и лично присвоенные.
ФЛАГШТОК
верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема флага.
Флюгарка
условный знак в виде флага, указывающий на принадлежность военной шлюпки определенному кораблю. Флюгарка накрашивается на транце и по бортам , а также пришивается к парусу под флагом.
ФОК
1) нижний парус на фок-мачте; 2) на шлюпке — кормовой парус.
ФОК-МАЧТА
передняя мачта корабля.
ФОРДЕВИНД
попутный ветер, дующий прямо в корму.
ФОРСИРОВАТЬ ПАРУСАМИ
нести большую парусность, чем следовало бы при данной скорости ветра.
ФОРШТЕВЕНЬ
брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
Фут
морская мера, равная 0,305 метра.
Футшток
длинная палка, размеченная на футы, служит для измерения малых глубин. На шлюпках в качество футштока используется длинный отпорный крюк.

 

К началу страницы

Х

ХОДОВОЙ КОНЕЦ
конец снасти, за которую тянут. Обратный, прикрепленный к чему-нибудь конец называется коренным.

 

К началу страницы

Ц

ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
геометрический центр площади подводной части диаметральной плоскости судна, включая площадь пера руля, киля и др. выступающих частей.
ЦЕНТР ВЕЛИЧИНЫ
точка приложения равнодействующей сил поддержания, действующих на судно.
ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ
точка приложения аэродинамических сил давления ветра на надводную часть судна.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на судно.

 

К началу страницы

Ч

ЧАКА
деревянная распорка между банками вдоль бортов.
ЧЕКА
металлический штырь, который крепит румпель, чтобы он не выпал из руля.

 

К началу страницы

Ш

Шабаш
команда на шлюпке гребцам для прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки.
ШВАРТОВ
растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).
ШВАРТОВАТЬ, швартоваться
притягивать судно к берегу, к пристани или другому судну.
Шестерка
шестивесельный ял с шестью вальковыми веслами.
ШИРСТРЕК
верхний утолщенный пояс наружной обшивки борта судна.
ШКАЛА БОФОРТА
система оценки силы ветра. Предложена английским гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г. Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна, на береговые сооружения. Оценка силы ветра производится в баллах Бофорта.
ШКАТОРИНА
кромка паруса, обшитая ликтросом. Каждый из шлюпочных парусов (фок и кливер) имеют по 4 шкаторины — верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю.
ШКВАЛ
сильный порыв ветра.
ШКИМУШГАР
однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.
ШКОТ
снасть, притягивающая к борту, палубе или к ноку нижележащего рангоутного дерева нижний угол паруса. В шлюпке для управления парусами используются фока-шкот (шкот фока) и кливер-шкот (шкот кливера).
ШЛАГ
один оборот троса вокруг баллера шпиля, кнехта и т. п.
ШЛАНГ
жаргонное название для сачка, отлынивающего от работы. В походе шланги не пользуются уважением и им, как правило, всё-таки приходится работать не меньше, чем всем остальным. Встречаются также гофрированные шланги (особо злостные).
ШПАНГОУТ
деревянное или металлическое ребро в наборе судна.
ШПАЦИЯ
расстояние между шпангоутами. В обиходе шпацией также называют пространство между банками шлюпки.
ШПОР
нижняя часть вертикального рангоутного дерева — мачты.
Шпунтовый пояс
пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
ШТАГ
снасть стоячего такелажа, удерживающая рангоутное дерево спереди.
ШТЕРТ
короткий кусок линя, служащий для завязки чего-нибудь.
ШТОК
всякий шест, имеющий специальное назначение (флагшток, футшток).
ШХЕРЫ
(швед. skaren — скала, помеха) — скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных скал и камней.

 

К началу страницы

Щ

 

К началу страницы

Э

ЭКИПАЖ
весь личный состав корабля, кроме пассажиров.
ЭЛЛИНГ
место постройки или ремонта судна.
Эхолот
навигационный прибор для непрерывного измерения глубин.

 

К началу страницы

Ю

ЮНГА
юный матрос-ученик.

 

К началу страницы

Я

ЯКОРЬ
кованный металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.
ЯКОРНЫЙ КАНАТ
трос или цепь, прикрепленные к якорю.
Ял
многовёсельная (более двух вёсел) шлюпка военного флота.

 

К началу страницы

 

 


Экзамен  Назад В начало Вперед Шлюпка

 

 eco-ladoga@narod.ru © 2007-2024 К. Поляков