|
|
|
|
СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ
с иллюстрациями
А
|
Загрузка рисунка...
- АВРАЛ
- работа по срочному вызову всего личного состава, когда одна вахта не может справиться с выполнением задания.
- Автономность
- длительность плавания без пополнения запасов.
- АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ
- якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и
штоком, укрепленкым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. Название «адмиралтейский
якорь» появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций,
проведенных Британским адмиралтейством.
- Андреевский флаг
- кормовой флаг кораблей российского флота с изображением на белом полотнище голубого диагонального
креста святого Андрея Первозванного, покровителя христианства на Руси. Учрежден в 1699 году.
- Анемометр
- прибор для измерения силы ветра.
- АНКЕРОК
- (голл. anker) — деревянный бочонок, емкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
- АХТЕРШТЕВЕНЬ
- (голл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк)
— вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля шлюпки. К ахтерштевню подвешивается руль.
|
Б
|
- Бабочка
- способ несения парусов на шлюпке, когда на полных курсах кливер выносят на
противоположный, по отношению к фоку, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе.
- БАК
- (голл. bak) — носовая часть шлюпки от форштевня до мачты.
- БАКАН, БАКЕН
- большой поплавок, иногда с колоколом, иногда с фонарем, стоящий на якоре для обозначения опасного мелкого места.
- БАКОВЫЙ
- гребец, выполняющий работу на баке (сидит на мачтовой банке).
- БАКШТАГ
- 1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра; 2) снасти, держащие мачту
с боков и сзади.
- БАКШТОВ
- трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
- БАЛЛ
- число, обозначающее силу ветра или волны по шкале. По принятой у нас шкале Бофорта сила ветра
обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а волны — от 0 до 9.
- БАНКА
- 1) мель среди глубокого места; 2) скамейка, сиденье на шлюпке.
- БАНТЫ
- усиливающие накладки, которые нашиваются на углы паруса.
- БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ
- такелаж, обеспечивающий маневры с парусами и
рангоутом: фал,
шкоты, галсы.
- БЕЙДЕВИНД
- курс корабля под острым углом к ветру.
- БЕНЗЕЛЬ
- перевязка двух тросов тонким тросом или линем.
Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
- БЕСЕДКА
- деревянная доска, служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
- БОЦМАН
- руководитель палубной команды судового экипажа, заведует всеми работами на палубе и содержанием судна в чистоте.
- БОУТ
- деталь паруса, усиливающая накладка из парусной ткани, пришиваемая в наиболее нагруженном месте,
подверженном растяжению или истиранию (углы парусов, места крепления снастей для взятия рифов и т.п.).
Боут распределяет усилие на значительную площадь паруса.
- БРЕШТУК
- деревянная накладка на кницу, соединяющую привальные брусья и
форштевень.
- БУГЕЛЬ
- кольцо из плоского металла на рангоуте.
Бугель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его
укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
- БУЙ
- см. БАКАН.
- БУРТИК
- полукруглый дубовый или ясеневый брусок, защищающий борта шлюпки от ударов при швартовке.
|
|
В
|
- ВАЛ
- отдельная крупная волна.
- ВАЛЕК
- утолщенная часть весла, примыкающая к рукояти.
- ВАЛКОСТЬ
- недостаточная остойчивость, склонность судна от малейших
причин наклоняться набок; валкость считается плохим и даже опасным свойством
судна.
- ВАНТ-ПУТЕНСЫ
- железные обушки, за которые заводятся ванты.
- ВАНТЫ
- (голл. want) — тросы, укрепляющие мачты с боков,
являясь оттяжками к борту и несколько в корму.
Изготавливаются из стального или пенькового троса.
- ВАХТА
- дежурство на корабле.
- ВЕХА
- шест с поплавком, поставленный на якоре или на камне. На верхнем
конце крепится или подобие метлы из толстых прутьев, или цветной флаг. Вехами
обставляются мели и другие препятствия на пути кораблей, например затонувшие
суда.
- ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ
- объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема
равен весу корабля.
- ВООРУЖЕНИЕ
- оснастка судна, совокупность рангоута,
такелажа и парусов.
- ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ
- дежурный матрос на носу корабля или шлюпки, наблюдающий за
горизонтом и немедленно сообщающий обо всем, что он увидит, командиру.
- ВЫБЛЕНКА
- 1) на больших кораблях — ступенька из
троса на вантах;
2) выбленочный узел.
|
|
Г
|
- ГАК
- металлический крюк. В шлюпке наиболее важную роль играют
галсовый гак ,
за который крепится кливер-галс, и гак для крепления фока-галса.
- ГАЛС
- 1) снасть, притягивающая с наветра нижние углы прямых парусов;
на шлюпке есть кливер-галс (галс
кливера)
и фока-галс (галс
фока ).
2) если ветер дует справа, то говорят: судно идет правым галсом, если слева
— левым галсом.
- ГАЛФВИНД, или полветра
- курс парусного судна по отношению к направлению ветра,
при котором ветер дует под углом 80-100° по отношению к курсу судна, ветер дует перпендикулярно курсу судна.
- ГАЛЬЮН
- туалет на судне.
- ГИЧКА
- лёгкая и узкая шлюпка, предназначенная для разъездов капитана и офицеров торговых судов.
|
|
Д
|
- ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ (ДП) судна
- вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
- ДИФФЕРЕНТ
- (фр. difference) — разница углубления судна в воде между кормой и носом.
Дифферент на корму обычно делается для придания судну лучшей поворотливости.
Дифферент на нос, наоборот, ухудшает поворотливость и придает судну некрасивый
вид. Если судно имеет дифферент на нос, то моряки говорят: «Судно сидит
в воде свиньей».
- ДРАИТЬ, надраивать
- туго натягивать, в переносном смысле — оттирать,
очищать что-нибудь. Например, моряки говорят: «драить медяшку»,
что значит начищать до блеска медные детали.
- ДРЕЙФ
- (фр. derive) — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влияние
ветра, течения, сильной волны и напора льда. Лечь в дрейф — расположить
паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед,
а от действия на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится
почти на месте.
- ДРЕК
- шлюпочный якорь.
- ДРЕКТОВ
- якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
|
|
Е
|
- ЕСТЬ
- слово заменяющее на флоте ответы:
хорошо, слушаю, понял, будет исполнено. Происходит от английского слова
Yes (Да).
|
|
Ж
|
- Живучесть
- способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные
качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств
и подготовленностью экипажа.
|
|
З
|
- ЗАГРЕБНОЙ
- ближайший к рулевому гребец,
по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.
- ЗЫБЬ, мертвая зыбь
- пологое волнение без ветра, иногда может достигать
крупных размеров; бывает или после продолжительного ветра, когда море не
может сразу успокоиться, или перед ветром, когда по соседству дует сильный
ветер и гонит перед собой волну. Мелкая зыбь, или рябь — малое волнение.
- Зюйдвестка
- широкополая морская непромокаемая шляпа.
|
|
И
|
- ИДТИ
- судно идет, его экипаж, принимающий
участие в движении корабля, также идет. Пассажиры, которых везут моряки,
едут. Например, пассажир сообщит: «Я еду на корабле», а моряк же скажет:
«Я иду на корабле».
|
|
К
|
- КАБЕЛЬТОВ
- (голл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е.
608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель
на судне брался определенной, одинаковой длины.
- КАБОЛКА
- толстая нить, из которой свиваются тросы, которые состоят
из прядей, а пряди из каболок.
- КАМБУЗ
- (голл. kombuis) — судовая кухня.
- КАНАТ
- канатом назывались самые толстые тросы, привязывающиеся
к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто
называют цепным канатом или просто якорным канатом.
- КИЛЬ
- (англ. keel) — продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий
основой всей его структуры.
- КИЛЬСОН
- внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.
- КИЛЬВАТЕР
- 1) струя за кормой идущего судна;
2) строй судов идущих друг за другом в одной линии с одинаковым расстоянием между ними.
Идти в кильватер — значит идти вслед за впереди идущим судном.
- КИСА
- мешок для хранения парусов и инструментов.
- КЛЕВАНТ
- 1) конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не
затягивался; 2) небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом)
посередине; употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
- КЛЕТЕНЬ, клетневка
- предохранительная обивка троса тонкими линями
в тех местах, где от подвергается постоянному трению.
- КЛИВЕР
- 1) один из косых парусов на бушприте кораблей; 2) передний парус шлюпки.
- КНИЦА
- треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом
балки набора корпуса судна.
В шлюпке металлическими кницами крепятся банки.
В корме шлюпки расположены также две кницы, на которых при движении на вёслах
сидят старшина и командир шлюпки. Поэтому они часто называются старшинскими кницами.
- КОК
- судовой повар.
- КОМПАС
- (голл. kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление
стран света и направление, по которому идет судно.
- Компасный курс
- курс судна по компасу.
- КОНЕЦ
- 1) снасть небольшой длины на судне; 2) собственно конец любой судовой снасти.
Подать конец — значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать конец — значит принять его обратно.
- КОНЕЦ КОРЕННОЙ
- условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
- КОНЕЦ ХОДОВОЙ
- условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса,
непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
- КОРМА
- задняя оконечность судна.
- Коса
- низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря.
- КОУШ
- металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
- КРАНЕЦ
- обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой
и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения
корпуса судна от трения о причал или другое судно.
- КРЕН
- наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом,
называемым кренометром.
- КРЕНГЕЛЬС
- кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы вделываются в шкаторины
парусов для ввязывания галсов и шкотов при
взятии рифов.
- КРУЧЕ ДЕРЖАТЬ
- держать ближе к направлению ветра.
- КУРС СУДНА
- горизонтальный угол между северной частью меридиана и ДП судна по
направлению его движения.
- КУРСОВОЙ УГОЛ
- горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо
предмет (др. судно, маяк и т.п.). Курсовой угол отсчитывается от 0 до 180° по правому и левому борту.
Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если курсовой угол составляет 90° правого
или левого борта.
|
|
Л
|
- ЛАВИРОВАТЬ
- двигаться вперед зигзагами против ветра.
- ЛАГ
- 1) инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости
хода; 2) борт корабля. Например, отшвартоваться лагом (т.е. боком) к пристани,
к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.
- ЛЕВЕНТИК
- положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего
им в кромки ветра.
- ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ
- остановить ход судна и держаться на месте, не отдавая
якоря, расположив соответствующим образом паруса или маневрируя машинами.
- ЛЕЙКА
- деревянный или пластмассовый черпак для откачивания воды из шлюпки.
- ЛИКТРОС, или ликовина
- трос, которым обшит для прочности парус.
- ЛИНЬ
- тонкий растительный трос
окружностью до 25 мм (диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров), свиваемый из каболок.
- ЛОТ
- прибор, измеряющий глубины, с его помощью достают образцы грунта
со дна моря.
- ЛОЦИЯ
- 1) часть науки о кораблевождении; 2) руководство для мореплавателей,
подробное описание морей и омываемых ими берегов, маяков, знаков, створов
и т.д.
- ЛОЦМАН
- (голл. loodsman) — моряк-судоводитель, занимающийся проводкой кораблей в определенном
районе: в проливе, порту, фиорде, канале.
- ЛЮВЕРС
- круглое отверстие в парусе, тенте, чехле и т. п., оплетенное тросом или
бжатое металлическим кольцом, для продевания веревки, снастей; также само металлическое кольцо.
|
|
М
|
- МАНЕВРИРОВАТЬ
- управлять судном или отрядом кораблей, меняя направление
движения и скорость хода.
- МАРКА
- несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце
троса для предотвращения
его расплетания.
- МАТ
- ковер, сплетенный из прядей или каболок старого троса.
- МАЧТА
- вертикально или почти вертикально установленное рангоутное
дерево, служит для подъема парусов и тяжестей.
- МАЯК
- 1) башня с особо устроенным фонарем на вершине; 2) плавучий
маяк — судно, поставленное на мертвых якорях у мели, находящейся далеко
от берега. Плавучие маяки имеют характерную окраску, надпись крупными буквами
на борту, шары из толстых прутьев и сильные фонари на вершинах мачт.
- МЕЛКОВОДЬЕ
- часть моря с малыми или относительно малыми глубинами.
- МЕЛЬ
- мелководный участок дна моря (озера, реки), отделенный от берега глубокой
водой. Мель, начинающаяся непосредственно от берега, называется отмелью.
- МИЛЯ
- морская мера длины, равная 1852 метрам.
- МУШКЕЛЬ
- массивный деревянный молоток для такелажных работ.
|
|
Н
|
- НАБОР СУДНА
- совокупность всех брусьев
дерева и полос фасонной стали, составляющих скелет или каркас корабля.
- НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА, берег, борт
- сторона, берег, борт, от которых
или со стороны которых дует ветер.
- НАГЕЛЬ
- Стальной или деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов.
На шлюпках два нагеля используются для крепления намётки и фала при постановке парусов.
- НАДРАИВАТЬ
- начищать.
- НАПОЛНИТЬ ПАРУСА
- подставить паруса ветру так, чтобы они надулись
и судно получило ход.
- НАЙТОВ
- прочная связка двух или нескольких предметов тросом. Принайтовать
— привязать; снайтовать — связать друг с другом.
- НОС судна
- передняя оконечность судна, завершающаяся форштевнем.
|
|
О
|
- ОБВОДЫ КОРПУСА
- внешняя форма корпуса судна.
- ОБЕЗВЕТРИТЬ ПАРУСА
- повернуть их или
судно так, чтобы ветер пришелся в боковую кромку парусов и они заполоскали
или стали левентик.
- ОБСТЕНИТЬ ПАРУСА
- повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил
в обратную сторону парусов и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных
парусах судно получает задний ход.
- ОБУШОК
- металлическое кольцо для проводки троса.
На шлюпке есть также разрезные фасонные обушки, через которые
пропускают фока-шкот.
- Оверкиль
- переворачивание судна вверх килем. Используется для ремонта шлюпок.
Поворот оверкиль во время перехода называется опрокидыванием
(см. статью об учебных опрокидываниях).
- ОВЕРШТАГ
- переход с бейдевинда одного галса на бейдевинд другого
галса через линию ветра.
- ОГОН
- заплетенная на тросе петля.
- ОДЕРЖИВАТЬ
- приказание рулевому замедлить начавшийся поворот судна.
- ОСАДКА
- углубление корабля в воду, измеряемое в футах или метрических мерах.
- ОСТОЙЧИВОСТЬ
- способность судна, получившего крен, быстро выпрямляться.
Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого положения центра
тяжести, делает судно валким и даже опасным, оно может перевернуться. Чрезмерная
остойчивость делает качку слишком стремительной, порывистой и расшатывает
не только мачты, но и корпус судна.
- ОТВАЛИТЬ
- отойти от пристани или другого судна.
- ОТДАТЬ
- отвязать, открепить ту или иную снасть; отдать паруса —
распустить их; отдать якорь — бросить его в воду.
- ОТМЕЛЬ
- мель, соединенная с берегом.
|
|
П
|
- ПАРУС
- движитель, предназначен для преобразования энергии ветра в работу полезной
тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани.
- ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
- совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и
дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами.
- ПИЛЛЕРС
- вертикальная стойка, поддерживающая банки шлюпки.
- ПИРС
- пристань на сваях, устроенная перпендикулярно к линии берега.
- ПЛАНШИРЬ
- горизонтально положенная толстая доска твердого дерева,
ограничивающая верхний борт судна.
- «ПОЛУНДРА!»
- «берегись!». От голландского слова
«фалль ундер» — «падает вниз». Предупредительный окрик.
- ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
- поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра носом.
- ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД
- поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра кормой.
- ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА
- способность судна изменять направление движения. Наряду с устойчивостью на курсе
поворотливость характеризует одно из важнейших мореходных качеств — управляемость.
- ПОДВЕТРЕННЫЙ БОРТ
- борт противоположный тому, на который дует ветер.
- ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА
- стальная полоса, которая предохраняет киль и форштевень
шлюпки от повреждений.
- ПОДЛЕГАРС
- доска, проходящая вдоль борта, на которой лежат банки.
- ПОДУКЛЮЧИНА
- металлическая накладка на борт, в которую вставляется уключина.
Иногда имеет утку для крепления кранцев при швартовке.
- ПРИБОЙ, или буруны
- волнение у берега.
- ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС
- доска, которая соединяет шпангоуты, форштевень и ахтерштевень
с внутренней стороны корпуса шлюпки.
- ПРИВЕСТИ
- править ближе к линии ветра, править круче.
- ПРИХВАТИТЬ
- слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой - это значит подвязать временно.
|
|
Р
|
- РАЗДЕРНУТЬ
- полностью отпустить, ослабить снасть.
- РАКС-БУГЕЛЬ С ГАКОМ
- металлическое кольцо, обшитое кожей, которое может
свободно перемещаться по мачте. Имеет гак,
с помощью которого реек поднимается на мачту.
- РАНГОУТ
- (голл. rondhout — круглое дерево)
— собирательное слово для обозначения всех деревянных частей
корабля: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых
стрел и т.д.
- РЕЁК
- 1) рангоутное дерево, служащее для привязывания верхней шкаторины
парусов и поднимаемое вместе с парусом по мачте с помощью фала, закладываемого
за ракс-бугель; 2) любой тонкий и длинный деревянный брус круглого сечения, используемый на судне.
- РЕЗЕН-КИЛЬ
- верхняя часть киля, расположенная целиком внутри судна.
- РЕЙД
- более или менее закрытое от ветров место перед входом в порт.
- РИФ
- 1) гряда камней или коралловых образований, срытая под водой
или едва из нее выступающая; 2) ряд завязок у паруса для уменьшения его
площади во время усиливающегося ветра.
- РИФ-БАНТЫ
- полосы парусины, нашиваемые на парус параллельно его нижней шкаторине,
для увеличения прочности паруса в месте прохода риф-штертов.
- РИФ-ШТЕРТЫ
- короткие тросы, ввязанные в люверсы (риф-гаты) и служащие для уменьшения площади
паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
- РУМБ
- 1/32 часть горизонта. Картушка (кружок, прикрепленный к магнитной
стрелке компаса) разделена на 32 румба и, как всякая окружность, на 360.
Компасные румбы, считая от севера через восток, юг и запад, носят следующие
названия: норд(N), норд-тен-ост(NtO), норд-норд-ост(NNO), норд-ост-тен-норд(NOtN);
норд-ост(NO), норд-ост-тен-ост(NOtO), ост-норд-ост(ONO), ост-тен-норд(OtN),
ост(O), ост-тен-зюйд(OtS), ост-зюйд-ост(OSO), зюйд-ост-тен-ост(SOtO), зюйд-ост(SO),
зюйд-ост-тен-зюйд(SOtS), зюйд-зюйд-ост(SSO), зюйд-тен-ост(StO), зюйд(S),
зюйд-тен-вест(Stw) и далее: SSW, SWtS, SW, SWtW, WSW, WtS, вест (W), WtN,
WNW, NWtW, NW, NWtN, NNW, NtW, N.
- РУМПЕЛЬ
- рычаг у руля для управления им. На шлюпках прямой румпель используют при
движении под парусами, а изогнутый — на вёслах (изгиб предназначен для
огибания флагштока).
- РУНДУК
- ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
- РУПОР
- металлическая конусообразная труба для усиления голоса. Большой
рупор, сделанный из прессованного картона ли линолеума, называется мегафон.
- РЫБИНЫ
- деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения
обшивки от порчи ногами.
- РЫМ
- металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т.п.
Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях
шлюпок, а также на причалах и набережных. В шлюпке есть носовой и кормовой рымы для
крепления фалиней
,
а также рымы носового и кормового цепных подъёмов.
- РЫНДА
- судовой колокол.
- РЫСКЛИВОСТЬ
- стремление судна бросаться в сторону ветра.
|
|
С
|
- СВАЙКА
- круглый металлический клин, похожий на большое и толстое
шило, употребляется при такелажных работах.
- СВЕЖИЙ ВЕТЕР
- сильный ровный ветер, не дошедший еще до степени бури.
- СЕЗЕНЬ, или шлейка
- короткая плетенка или кусок троса, служащая
для крепления убранных парусов.
- СЛАБЛИНЬ
- трос, которым парус прикрепляется к рейку.
- СОРЛИНЬ
- линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к
выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к шлюпке.
Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.
- СПЛЕСЕНЬ
- сплетенные вместе два конца троса.
- СПУСКАТЬСЯ
- поворачивать судно, увеличивая угол между курсом корабля
и направлением ветра.
- СТЕПС
- гнездо, в которое вставляют нижний конец (шпор) мачты.
- СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ
- такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута
(ванты, бакштаги).
- СТРОП
- отрезок троса, сплетенный концами в круг или в петлю.
- СТРОПКА
- маленький строп, который удерживает ноги гребца, чтобы тот не
упал при отвалке назад.
- Судовая роль
- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на судне, фиксацией
времени и порта прибытия/убытия. Составляется на бланке, где указано название судна и порт его приписки.
|
|
Т
|
- ТАБАНИТЬ
- грести веслами в обратную
сторону.
- ТАКЕЛАЖ
- совокупность всех снастей на судне. Стоячий такелаж на шлюпке —
ванты и бакштаги. Бегучий такелаж включает фал, галсы
и шкоты.
- ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
- изготовление из троса различных изделий, обработка
троса для такелажа.
- ТАЛРЕП
- род талей или натяжной винт для вытягивания стоячего такелажа
или стягивания груза. На шлюпках талрепами иногда называют талрепные узлы для
обтягивания вант
и галсов.
- Тельняшка
- трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами.
Введена в русском флоте в 1862 году.
- ТОЛЧЕЯ
- неправильное высокое и короткое волнение.
- ТОП
- верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, флагштока.
- ТРАВЕРЗ
- положение какого-нибудь знака на берегу или предмета на
воде, перпендикулярное к курсу судна.
- ТРАВИТЬ
- постепенно выпускать, ослаблять трос или снасть.
- ТРАНЕЦ
- нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках —
доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
- ТРАП
- лестница на корабле.
- ТРЕТНАЯ СТРОПКА
- стропка, которая служит для «подвешивания» рейка
на гак ракс-бугеля при подъеме паруса.
Название связано с тем, что она отделяет примерно 1/3 рейка, считая с носа.
- ТРОС
- общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы
бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские,
сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон),
а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях
тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов,
в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др.
Толщина троса измеряется всегда по окружности.
- Тузик
- небольшая шлюпка.
|
|
У
|
- УВАЛИВАНИЕ ПОД ВЕТЕР
- противоположность приведению, разворот судна точно по ветру.
Судно уваливает — самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
- УЗЕЛ
- 1) условная мера скорости, обозначающая морскую милю в час;
2) узел на тросе (см. страницу Узлы).
- УКЛЮЧИНЫ
- металлические приспособления в виде ухватов для упора
весел при гребле.
- УПОРКА
- деревянная доска, набитая на рыбины для того, чтобы
гребцы упирались в нее ногами.
- УТКА
- точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно
и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.
- УХОДИТЬ ОТ ВОЛНЫ
- держать при попутном шторме столько парусов, чтобы
волна не могла догнать судно и вкатить с кормы, «накрыть», по
морскому выражению, что очень опасно.
|
|
Ф
|
- ФАЛ
- снасть в виде специальных талей,
служащая для подъема рангоутных деревьев и парусов.
- ФАЛИНЬ
- трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
- ФИОРД
- узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвленный морской залив с крутыми и высокими берегами.
- ФЛАГМАН
- (голл. vlagman) — командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией),
сокращенное название флагманского корабля.
- ФАРВАТЕР
- глубокий проход среди мелей и других подводных опасностей. Обычно обозначается
по обеим сторонам
бакенами или вехами.
- ФЛАГ
- прямоугольное полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани
— флагдука — разных цветов и служащее отличительным знаком. Флаги делятся
на сигнальные и национальные, означающие какому государству принадлежит
данное судно, причем национальные флаги разделяются на военные, торговые
и лично присвоенные.
- ФЛАГШТОК
- верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема
флага.
- Флюгарка
- условный знак в виде флага, указывающий на принадлежность военной шлюпки определенному
кораблю. Флюгарка накрашивается на транце
и по бортам , а также пришивается к
парусу под флагом.
- ФОК
- 1) нижний парус на фок-мачте; 2) на шлюпке — кормовой парус.
- ФОК-МАЧТА
- передняя мачта корабля.
- ФОРДЕВИНД
- попутный ветер, дующий прямо в корму.
- ФОРСИРОВАТЬ ПАРУСАМИ
- нести большую парусность, чем следовало бы
при данной скорости ветра.
- ФОРШТЕВЕНЬ
- брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
- Фут
- морская мера, равная 0,305 метра.
- Футшток
- длинная палка, размеченная на футы, служит для измерения малых глубин.
На шлюпках в качество футштока используется длинный отпорный крюк.
|
|
Х
|
- ХОДОВОЙ КОНЕЦ
- конец снасти, за которую
тянут. Обратный, прикрепленный к чему-нибудь конец называется коренным.
|
|
Ц
|
- ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
- геометрический центр площади подводной части диаметральной
плоскости судна, включая площадь пера руля, киля и др. выступающих частей.
- ЦЕНТР ВЕЛИЧИНЫ
- точка приложения равнодействующей сил поддержания, действующих на судно.
- ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ
- точка приложения аэродинамических сил давления ветра на надводную
часть судна.
- ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
- точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на судно.
|
|
Ч
|
- ЧАКА
- деревянная распорка между банками вдоль бортов.
- ЧЕКА
- металлический штырь, который крепит румпель, чтобы он не выпал
из руля.
|
|
Ш
|
- Шабаш
- команда на шлюпке гребцам для прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки.
- ШВАРТОВ
- растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).
- ШВАРТОВАТЬ, швартоваться
- притягивать судно к берегу, к пристани или другому судну.
- Шестерка
- шестивесельный ял с шестью вальковыми веслами.
- ШИРСТРЕК
- верхний утолщенный пояс наружной обшивки борта судна.
- ШКАЛА БОФОРТА
- система оценки силы ветра.
Предложена английским гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г.
Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна,
на береговые сооружения. Оценка силы ветра производится в
баллах Бофорта.
Баллы Бофорта | Скорость ветра, м/с | Высота волны, м | Волнение, баллы | Описание |
0 (штиль) | 0 - 0,2 | 0,1 | 0 | Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Зеркально гладкое море. |
1 (тихий) | 0,3 - 1,5 | 0,2-0,3 | 0 |
Дым отклоняется от вертикального направления, на море лёгкая рябь, пены на гребнях нет. |
2 (лёгкий) | 1,6 - 3,3 | 0,3 - 0,6 | 1 |
Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться. |
3 (слабый) | 3,4 - 5,4 | 0,6 - 1 | 2 |
Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся лёгкие флаги, лёгкое волнение на воде, изредка образуются маленькие барашки. |
4 (умеренный) | 5,5 - 7,9 | 1 - 2 | 3 |
Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые барашки на море видны во многих местах. |
5 (свежий) | 8,0 - 10,7 | 2 - 2,5 | 4 |
Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой, повсюду видны белые барашки. |
6 (сильный) | 10,8 - 13,8 | 3 - 4 | 5 |
Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни
занимают значительные площади, образуется водяная пыль. |
7 (крепкий) | 13,9 - 17,1 | 4 - 5,5 | 6 |
Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром. |
8 (очень крепкий) | 17,2 - 20,7 | 5,5 - 7,5 | 6 |
Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море. |
9 (шторм) | 20,8 - 24 | 7 - 10 | 6 |
Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны. |
10 (сильный шторм) | 24,5 - 28,4 | 9 - 12 | 7 |
На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем, поверхность моря белая от пены,
сильный грохот волн подобен ударам, очень высокие волны. |
11 (жестокий шторм) | 28,5 - 32,6 | 11,5 - 16 | 8 |
Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны
(максимальная высота — до 16 м, средняя — 11,5 м),
суда небольших размеров временами скрываются из виду. |
12 (ураган) | более 32,6 | более 14 | 9 |
... |
- ШКАТОРИНА
- кромка паруса, обшитая ликтросом. Каждый из шлюпочных парусов
(фок и кливер) имеют по 4 шкаторины — верхнюю, нижнюю, переднюю
и заднюю.
- ШКВАЛ
- сильный порыв ветра.
- ШКИМУШГАР
- однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.
- ШКОТ
- снасть, притягивающая к борту, палубе или к ноку нижележащего
рангоутного дерева нижний угол паруса. В шлюпке для управления парусами используются
фока-шкот (шкот фока) и кливер-шкот (шкот кливера).
- ШЛАГ
- один оборот троса вокруг баллера шпиля, кнехта и т. п.
- ШЛАНГ
- жаргонное название для сачка, отлынивающего от работы. В походе шланги
не пользуются уважением и им, как правило, всё-таки приходится работать не
меньше, чем всем остальным. Встречаются также гофрированные шланги
(особо злостные).
- ШПАНГОУТ
- деревянное или металлическое ребро в наборе судна.
- ШПАЦИЯ
- расстояние между шпангоутами.
В обиходе шпацией также называют пространство между банками шлюпки.
- ШПОР
- нижняя часть вертикального рангоутного дерева — мачты.
- Шпунтовый пояс
- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
- ШТАГ
- снасть стоячего такелажа, удерживающая рангоутное дерево спереди.
- ШТЕРТ
- короткий кусок линя, служащий для завязки чего-нибудь.
- ШТОК
- всякий шест, имеющий специальное назначение (флагшток, футшток).
- ШХЕРЫ
- (швед. skaren — скала, помеха) — скопление в прибрежном районе
небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных
скал и камней.
|
|
Щ
|
-
|
|
Э
|
- ЭКИПАЖ
- весь личный состав корабля, кроме пассажиров.
- ЭЛЛИНГ
- место постройки или ремонта судна.
- Эхолот
- навигационный прибор для непрерывного измерения глубин.
|
|
Ю
|
- ЮНГА
- юный матрос-ученик.
|
|
Я
|
- ЯКОРЬ
- кованный металлический снаряд,
служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают
разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу
корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся
поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место
путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.
- ЯКОРНЫЙ КАНАТ
- трос или цепь, прикрепленные к якорю.
- Ял
- многовёсельная (более двух вёсел) шлюпка военного флота.
|
|
|