|
|
|
|
КОРПУС ШЛЮПКИ
на основе материалов книги
«Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков,
Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)
Остов
Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев.
Набор придает корпусу яла необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора — киль.
Киль — это сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.
В носовой части с помощью латунных болтов с килем скреплен форштевень — криволинейный брус, клеенный из
нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки.
С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой.
Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный
из дубовых досок брус — ахтерштевень. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.
В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок.
С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок — транцевый брус.
На рисунке: 1 — гак для крепления кливер-галса (галсовый гак); 2 — форштевень; 3, 9, 10 — болты; 4 — подкладка; 5 — кница; 6 — кормовой рым;
7 — ахтерштевень; 8 — транцевая доска; 11 — киль; 12 — подкильная полоса.
|
Конструкция киля
К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен резен-киль — дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность.
По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (шпунты) первого пояса обшивки
(шпунтового пояса).
На рисунке: 1 — резен-киль; 2 — шпунт; 3 — киль; 4 — подкильная полоса.
|
Крепление шпангоутов
К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты — поперечные ребра из
твердых пород дерева, предварительно выгнутые по форме обводов шлюпки.
На шестивесельном яле 25 шпангоутов.
Поверх шпангоутов на резен-киле лежит кильсон — съемная доска, скрепленная с килем латунными болтами.
На рисунке:
1 — кильсон; 2 — шпангоут; 3 — гвоздь с шайбой; 4 — обшивка; 5 — резен-киль; 6 — шуруп; 7 — киль.
|
Обшивка
Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми, изогнутыми по форме борта привальными брусьями.
Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой брештуком —
стальной горизонтальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены
металлическими кницами с транцевым брусом.
К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы
обшивки утоплены в специально вырезанный шпунт на форштевне, кормовые концы скреплены с ахтерштевнем,
ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов. Первый пояс — шпунтовый,
изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок — 12 мм). Верхний пояс обшивки —
ширстрек — тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями
— деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой.
На рисунке показано крепление привальных брусьев:
1 — форштевень; 2 — гак для крепления кливер-галса; 3 — стальная кница; 4 — деревянная накладка
(брештук); 5 — носовой рым; 6 — привальный брус; 7 — шпангоут; 8 — ширстрек.
|
Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской — планширем.
Два буртика — полукруглые дубовые или ясеневые бруски — защищают борта шлюпки от ударов при швартовке.
Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком. Нижний буртик находится на поясе, который
ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их.
В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту).
На рисунке показаны варианты обшивки (внакрой и вгладь):
1 — планширь; 2 — буртики; 3 — доски обшивки; 4 — гвозди с шайбами; 5 — шпангоут; 6 — подлегарс; 7 — банка; 8 — штапик; 9 — привальный брус.
|
Банки
На продольные дубовые брусья — подлегарсы — опираются банки, которые служат сиденьями
для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.
В яле четыре банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая). Стальными оцинкованными
кницами они скреплены с привальными брусьями. Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов,
их средние части укрепляют стойками — пиллерсами. Верхний конец стойки входит
в гнездо на банке, нижний — в башмак на кильсоне.
Между банками по бортам находятся распорки,
называемые чаками. Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка — штапик.
На рисунке:
1 — металлическая кница: 2 — планширь; 3 — привальный брус; 4 — шпангоут; 5 — деревянный заполнитель;
6 — штапик; 7 — фасонный обушок для заводки кливер-шкота; 8 — подлегарс; 9 — банка (средняя); 10 — чака.
|
Рыбины
Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения
нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами — рыбинами, а на участке между загребной
банкой и кормовым сиденьем — состоящим из двух частей кормовым решетчатым люком.
На рыбинах и задней, узкой части люка имеются упорки для ног гребцов. Вода, попавшая на рыбины
и люк, не задерживается на них, а стекает на дно шлюпки.
На рисунке:
1 — рыбина; 2 — упорка; 3 — стропка.
|
Носовая и кормовая части
В носовой части шлюпки на подлегарс опирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием для фонарной стойки
(или гоночного номера). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне.
В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена металлическая табличка с указанием
типа шлюпки, завода-изготовителя, заводского номера и года постройки.
Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов,
к которым крепятся огоном фалини — тросы из растительных или синтетических волокон.
Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.
В кормовой части шлюпки на подлегарс опирается кормовое сиденье, на котором при движении под
парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно транцевой доске
в вертикально расположенные направляющие вставлена съемная заспинная доска. Между заспинной
и транцевой досками у правого борта — место для старшины шлюпки при движении на веслах.
Сиденьем ему служит деревянная накладка — кница, опирающаяся на привальный и транцевый брусья.
Вторая кница находится у левого борта. Для слива скопившейся на дне воды
под кормовым люком в обшивке имеется отверстие с вывинчивающейся пробкой.
На рисунке:
1 — утка; 2 — направляющий башмак; 3 — разрезной фасонный обушок для заводки фока-шкота; 4 — деревянная кница
(место старшины шлюпки при движении на веслах); 5 — транцевый брус; 6 — кормовой рым; 7 — отверстие для цепного подъемного
рыма, 8 — кормовое сиденье; 9 — кормовой решетчатый люк; 10 — пробка.
На внутренней стороне транцевой доски находится обойма, а на кормовом сиденье — гнездо (или башмак)
для крепления флагштока.
Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера
при зачехлении шлюпки имеется фасонный обушок.
Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита металлическая пластинка с данными о
мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной данной шлюпки.
Флажный позывной присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из
сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозначает букву, нижний — «Шлюпочный».
Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл, Б. Шл, В. Шл и т. д.
Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваивается цифровой позывной,
который накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными
изложен в Шлюпочной сигнальной книге.
На рисунке:
1 — флагшток; 2 — утка на флагштоке для крепления фала флага; 3 — металлические планки для
крепления подвесного мотора; 4 — фасонный обушок для крепления леера; 5 — транцевый брус; 6 —
металлическая пластинка с данными о мореходности шлюпки; 7 — кормовой фалинь; 8 — фасонная
доска 9 — гнездо для флагштока; 10 — флажный позывной; 11 — обойма для флагштока.
Снаружи обшивки в носовой части и на транце с обоих бортов расположены круглые с
деревянной окантовкой флюгарки — знаки особой расцветки, указывающие, какому
кораблю (части) принадлежит шлюпка. Флюгарки присваиваются циркуляром начальника штаба флота.
|
Цепные подъёмы
При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъёмы (подъёмные рымы). Цепной
подъём состоит из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма.
За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась,
носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, а кормовой — через специальное
отверстие в кормовом сиденье.
На рисунке:
1 — рым; 2 — стопорная планка: 3 — цепь; 4 — такелажная скоба; 5 — гайки; 6 — кильсон;
7 — болт; 8 — киль; 9 — обух; 10 — штырь.
|
Рулевое устройство
Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое
устройство, состоящее из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на
веслах используется изогнутый румпель, при движении под парусом — прямой).
Руль изготовлен из дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной
оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля имеется
квадратное отверстие для румпеля. Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой
с головкой руля или румпелем. В пере руля имеется отверстие для сорлиня — небольшого отрезка
линя окружностью 25 мм. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан
специальным узлом (кнопом), а второй привязан к рыму на ахтерштевне.
На рисунке:
1 — головка руля; 2 — чека с цепочкой; 3, 5 — петли с оковками;
4 — отверстие для сорлиня; 6 — перо руля; 7 — ахтерштевень; 8 — стержень;
9 — рым кормового фалиня, 10 — сорлинь; 11 — румпель.
|
Детали
Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей
на корпусе шлюпки имеются следующие детали.
Подуключины — врезанные заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные
планки с отверстиями для уключин (на рисунке). На рисунке:
1 — планширь; 2 — подуключина; 3 — отверстие для уключины; 4 — заполнитель из дерева; 5 — привальный брус.
|
Наметка — откидная металлическая скоба на шарнире, служащая для удержания мачты в
вертикальном положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой
свободен или крепится к банке с помощью нагеля.
На рисунке: 1 — отверстие для нагеля; 2 — наметка; 3 — нагель
|
Степс — наглухо прикрепленная к кильсону металлическая наделка, служащая
для крепления нижнего конца (шпора) мачты. В углублении степса находится
горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом шпора.
На рисунке:
1 — башмак для стойки (пиллерса); 2 — штырь; 3 — степс; 4 — кильсон.
Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин,
которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.
|
|
Вантпутенсы — металлические планки с проушинами, служащие для крепления
вант. Расположены с внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта.
|
|
Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены
на планшире между заспинной и транцевой досками. На кницах средней банки имеются
фасонные обушки, служащие для заводки кливер-шкотов.
|
|
Галсовый гак (гак на форштевне) — служит для осаживания и крепления кливер-галса.
|
|
Утки — металлические двурогие планки для крепления кранцев.
|
|
|