Перечень
В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации.
На рисунке: 1 — флажки семафорные и ответный вымпел в чехле;
2 — киса; 3 — кормовой флаг в чехле; 4 — мат шпигованный; 5 — нож со свайкой;
6 — прямой румпель; 7 — изогнутый румпель; 8 — шлюпочный компас;
9 — отпорный крюк длинный со штертом; 10 — отпорный крюк короткий со штертом;
11 — вёсла; 12 — уключина со штертом; 13 — воронка; 14 — сорлинь с кнопом для
руля; 15 — кранец мягкий; 16 — спасательный жилет; 17 — штормовое платье;
18 — носовой фалинь; 19 — кормовой фалинь; 20 — рангуот с парусом в чехле;
21 — якорный канат (дректов) в бухте; 22 — адмиралтейский якорь (дрек)
со складным штоком; 23 — топор со штертом; 24 — свайка; 25 — фонарь аккумуляторный;
26 — гоночный номер; 27 — лейка; 28 — парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой;
29 — трёхцветный фонарь; 30 — остропленный анкер на ростр-блоке;
31 — парусиновое ведро;
32 — нагель; 33 — фонарная стойка с кронштейном.
|
Описание
Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное).
Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло
покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку.
Длина весла — 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
На рисунке: 1 — рукоять; 2 — валёк; 3 — кожа;
4 — веретено; 5 — лопасть; 6 — оковка.
|
Уключина — металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются
в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам.
Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам
снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.
|
Отпорный крюк служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе.
Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение — клот. Шток
изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке
два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен
в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается.
Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный — слева, короткий — справа), а после отхода шлюпки
от борта корабля кладутся на рангоут (короткий — крюком в нос, длинный — крюком в корму).
|
Нагель — металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля:
один служит для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой
банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.
|
Якорь (дрек) служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся
шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и
прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается
двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.
|
Якорный канат (дректов) изготовляется из пенькового смоленого троса
окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком.
Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами.
Длина якорного каната 60 м.
|
Анкерок — дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения
пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка
(каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на
специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами.
При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай
их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить
концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными
стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.
Воронка используется для наполнения анкерков водой.
|
Парусиновое ведро и лейка служат для удаления воды из шлюпки.
Ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки — под кормовым сиденьем.
|
Мат шпигованый размером 300х500 мм изготовляется из пеньки и
манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в
шлюпке: один — в носу на рыбине, другой — в корме на люке.
|
Топор предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения
шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается
штертом к подлегарсу.
|
Кранец мягкий служит для предохранения борта от повреждения при
швартовке. Диаметр кранца — 125 мм. Четыре кранца (по два на борт)
хранятся на рыбинах в районе уток.
|
Фалинь — конец бельного растительного троса окружностью 50 мм.
Носовой фалинь, ввязываемый в рым форштевня (12 м), хранится на носовом
решетчатом люке; кормовой фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м),
хранится на кормовом сиденье в свернутом виде.
|
Фонарь трехцветный имеет в середине корпуса белое стекло,
слева — красное, справа — зеленое. Источником света служит керосиновая
или масляная лампа. Фонарь белый — аккумуляторный. Оба фонаря служат для
обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток.
Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной
фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в
специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится
на банках с левого борта.
|
Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагтуха),
флагшток — из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг
флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла
с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем
флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки.
|
Гоночный номер — фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном
штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской
номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки
на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки.
|
Румпель — рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах
используется изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля
хранятся между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к
пиллерсу деревянной кницы.
|
Пробка (ввертывающаяся) закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.
|
Киса — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски
парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся
также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к
рыму кормового цепного подъема.
|
Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и
имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки).
Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта
заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между
форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за
галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью
штертов обтягивается и крепится к шлюпке.
При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле (берегу).
|
Рангоутный чехол сшит из той же парусины. Хранится он вместе с парусом на банках
в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решетчатом люке.
|
Компас шлюпочный необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане,
ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике.
|
Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком,
посредине. Ткань — флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными
флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге.
|
Шлюпочная сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями,
постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению
шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.
|
Комплект дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора. Дождевое
платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах,
где сидят гребцы (по комплекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки.
|
Спасательный пояс изготовлен из двух слоев парусины и пенопласта (или крошеной пробки).
Может быть заменен спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды.
Хранится по бортам шлюпки под банками.
|
Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи,
продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.
|
Размещение
На рисунке показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:
1 — мачта; 2 — паруса с рейком в чехле; 3 — якорь (дрек);
4 — руль; 5 — ящик для компаса; 6 — анкерок; 7 — ведро парусиновое;
8 — фонарь трёхцветный; 9 — фонарь переносной аккумуляторный; 10 — весло вальковое;
11 — крюк отпорный длиной 2,5 м; 12 — крюк отпорный длиной 1,5 м;
13 — лейка; 14 — киса; 15 — топор; 16 — воронка; 17 — кранец мягкий;
18 — мат шпигованный; 19 — флагшток с флагом; 20 — якорный канат (дректов).
|