Паруса
Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку.
Разрезной парус состоит из двух парусов — фока и кливера, имеющих форму
неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.
Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя. задняя, верхняя и нижняя
кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска
— лик-тросом. Лик-трос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и
имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает
наименьшее напряжение — вверху.
Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно
укреплены кусками парусины — бантами и полосами из парусины — боутами,
нашитыми с обеих сторон паруса.
Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными.
Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом,
задний верхний угол фока — задним нок-бензельным углом.
Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым, а задние — шкотовыми.
По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия — люверсы, которые
для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы,
расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус
растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий
парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.
На рисунке: 1 – лик-трос; 2 — слаблинь; 3 — третная стропка; 4 — ракс-бугель; 5 — фал; 6 — полубензель.
В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера
один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя —
риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты
крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную
к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.
К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним
— флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла
с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых
черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.
Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы — петли из троса,
в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.
Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера — кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.
Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты — 9м.
На рисунке – крепление кренгельса к парусу:
1 – лик-трос; 2 – бант; 3 – полотнище; 4 – люверс; 5 – кренгельс; 6 – коуш; 7 – обшивка лик-троса (хлопчатобумажные нитки).
|